panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Биография / 2017-05-05 altereos.livejournal.com Борис Степанцев. Поиски новой романтики /

2017-05-05 altereos.livejournal.com Борис Степанцев. Поиски новой романтики2017-05-05 altereos.livejournal.com Борис Степанцев. Поиски новой романтики



http://altereos.livejournal.com/206898.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=12_08_weekly&media
altereos Общее  11 минут на прочтение
в 2017-05-05 15:28:00 01100000
Борис Степанцев. Поиски новой романтики
Сейчас Степанцева знают и помнят как создателя одного из главных хитов советской мультипликации — про шведского мальчика и его друга с пропеллером.
— От редакции LJ Media
Мастера короткометражной анимации, выпуск №63

"Представитель лирико-романтического, поэтического направления в советской мультипликации", - так назвал Бориса Степанцева С.В.Асенин, киновед и исследователь анимации. Сейчас Степанцева знают и помнят как создателя одного из главных хитов советской мультипликации - про шведского мальчика и его друга с пропеллером. Дилогия "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" появилась в 1968-70 годах - для Бориса Павловича это был лучший период, начавшийся с отказа от классической комедийной анимации и перехода к анимации лиричной, меланхоличной. Поэтическая грусть и некая депрессивность чувствуется в первой части про Карлсона, в меньшей степени - во второй, чисто комедийной части. "Карлсон" был разобран на цитаты, сейчас в интернете часто встречаются мемы с персонажами мультфильма. Могла быть и третья часть, но, видимо, почувствовав, что сериал становится чересчур "попсовым", Борис Степанцев продолжил творческие поиски в другом направлении.



В своей статье "Понять законы гармонии", написанной для сборника "Мудрость вымысла" (1983, С.В.Асенин), Борис Степанцев рассказал, почему он захотел стать мультипликаторов. История в общем-то распространенная: в детстве, еще до войны, Боря пришел в один дешевый московский кинотеатрик - там показывали советские мультфильмы. Магия ожившего рисунка захватила мальчика. После войны Борис заканчивает курсы на "Союзмультфильме", затем работает на студии художником-постановщиком и с 1954 года начинает самостоятельную режиссерскую деятельность.

В 50-е годы в советской анимации господствовали традиционная рисованная техника в диснеевском стиле и "эклеры". Студия выпускала в основном сказочные мультфильмы, красочные, идеологически нейтральные. Были также фильмы про советских школьников и пионеров. В этой категории сюжет развивался по такому принципу: мальчик косячил, его перевоспитывали, после чего герой становился образцовым советским молодым человеком. Такие мультфильмы можно сравнить с невкусной булочкой: толстый слой пресного морализаторского теста, а внутри чуть-чуть сладкой начинки в виде какого-нибудь мультяшного приключения. Впрочем, тогдашние зрители не жаловались, любая мультипликация воспринималась как волшебство. Однако Бориса Степанцева не устраивали ни сказочная предсказуемость, ни злободневное морализаторство. Молодой аниматор Степанцев и его более опытный коллега Райковский использовали гениальный прием - соединить сказку и современных персонажей, взять лучшее из обоих жанров. Так появилась серия мультфильмов в жанре "современной сказки", в которых не очень послушные советские мальчики попадают в сказочную или фантастическую параллельную реальность, где их успешно перевоспитывают. Воспитательный аспект в таких мультиках, конечно, присутствовал, но отходил на второй план: юмор и ирония напрочь разбивали нудные морализаторские интонации, вдобавок контраст соцреализма и сказочности сбивал с толку и отвлекал зрителя от идеологических элементов. Ярким примером является м/ф "Опять двойка" (1957) из серии приключений спецкора Мурзилки.



Мультфильм начинается с телеграммы: "Мурзилке. Просим срочно узнать, за что и почему получил двойку мальчик из известной картины Решетникова "Опять двойка". Мурзилка "выдергивает" мальчика из картины и заставляет его достаточно жесткими методами выучить географию. Идея вроде бы правильная: наглядно показать школьнику, где он ошибся. Но педагогические методы Мурзилки настолько абсурдны и экстремальны (мальчика заставляют мерзнуть на Северном полюсе, который он ошибочно назвал Экватором), что зритель невольно сопереживает бедняге. Морализаторство, доведенное до абсурда, уже не воспринимается как морализаторство. Если этот мультик призван повысить школьную успеваемость, то какой намек должны усвоить советские дети? Будешь плохо учиться - расстрел? Степанцев и Райковский, сохраняя формальную морализаторскую структуру, сделали свежий, юморной и увлекательный мультфильм, который высмеивает не столько двоечников, сколько преувеличенную значимость проблемы плохих отметок. Ведь талантливого ребенка нельзя загонять в жесткие рамки школьных оценок!



Еще более смелым получился м/ф "Петя и Красная Шапочка" (1958), в котором режиссеры-аниматоры "под шумок" вообще отказались от воспитательных задач. Фильм начинается в "правильном" морализаторском тоне: пионер Петя накосячил и попал в параллельную сказочную реальность - в мультик про Красную шапочку, который показывается в местном кинотеатре. Зритель потирает ладошки: ну сейчас этого шалопая будут перевоспитывать! Но дальше происходит что-то неожиданное: Петя не хочет быть провинившимся щенком, Петя посылает диктора, пытающегося выгнать мальчика из "чужого" мультфильма, затем Петя наводит шороху в сказочном мире и по-своему разбирается с Волком.



То, что делали Степанцев и Райковский, напоминает мне хулиганский стиль Текса Эйвери, который смело, грубо и остроумно интерпретировал классические диснеевские шаблоны и образы. Наши аниматоры примерно так же обращались с традиционной советской анимацией - конечно, с более умеренным хулиганством. Традиционная рисованная форма наполнялась смелым и нестандартным содержанием. В "Красной шапочке" есть сцены, которые могут удивить даже современного зрителя: например, сцена переодевания Пети в женскую одежду и экшен-сцены борьбы с волком.



Творчество Степанцева во второй половине 50-х можно рассматривать как предчувствие мощного обновления советской мультипликации, которое начнется в начале 60-х с мультфильмов Федора Хитрука. В контексте обновления символичным выглядит мультфильм Бориса Степанцева "Петух и краски" (1964), в котором можно проследить противостояние старого и нового стиля классической рисованной анимации. В сюжете присутствуют два петуха - один статный и опрятный, второй - грязный и обшарпанный. Вроде бы в реальной жизни все петухи одинаковые, да и здесь нарисованы они в одной технике, но получают совершенно разные "имиджи". Режиссер четко разделяет мировоззрения старых и новых мультиков: первый петух олицетворяет устаревшую мораль, предсказуемость, занудство; второй петух - это символ творческой свободы, открытости, смелости.



Еще одна яркая работа Бориса Степанцева - формально морализаторская, а по сути хулиганская - это "Вовка в тридевятом царстве" (1965). Этот хит все знают!



Следующий шаг Степанцева - отказ от традиционной сказочной/комедийной рисованной анимации. В 1960-х Борис Степанцев экспериментирует с комбинированными съемками. В фильме "Только не сейчас" (1962) сочетаются рисованная анимация и съемки живого актера. В "Песни о соколе" (1967) используется экспериментальная живописная техника. Из поздних работ - полнометражный игровой фильм "Ассоль" (1982), в котором совмещаются различные техники.


1962 - Только не сейчас

Вышеупомянутые работы интересны как эксперименты. Хитами они не стали и сейчас про них мало кто помнит. Гораздо интереснее не технические, а стилистические поиски Бориса Степанцева. Во второй половине 60-х начинается поэтико-романтический период. За пару лет до "Карлсона" был создан м/ф "Окно" (1966). Если закрыть глаза на год выпуска, то "Окно" кажется сиквелом к дилогии про Малыша и Карлсона. Мы видим повзрослевшего Малыша - теперь это Юноша, он влюбляется в девушку из соседнего дома, чей силуэт он каждый вечер с тоской разглядывает в окне напротив. "Окно" - грустная история одиночества, с тяжелыми переживаниями неуверенного в себе героя, в атмосфере мрачного ночного мегаполиса.







Похожая атмосфера чувствуется и мультике про Малыша. Вполне возможно, что появление забавного существа с пропеллером - это игра воображения ребенка, страдающего от недостатка внимания родителей и, как следствие, глубокого внутреннего одиночества.



В 1971 году выходит еще один мультфильм Степанцева в стиле "грустной романтики" - "Скрипка пионера". В пионерлагере ребята вспоминают историю про мальчика-скрипача, погибшего от пулемета фашиста. Удивительно встретить в фильмографии советского мультипликатора абсолютно трагическую историю, в которой сцена смерти главного героя (ребенка!) показана очень выразительно. Единственное, что скрашивает траурную интонацию мультфильма - это музыка.



В начале 70-х музыка приобретает особое значение в творчестве Степанцева. В 1973 году появляется последняя яркая работа Бориса Степанцева, вы все ее знаете - это музыкальный мультфильм "Щелкунчик". Режиссер ставит перед музыкой самые серьезные цели: мелодия должна не только эмоционально подкрашивать действие, но и глубоко воздействовать на зрителя. Борис Степанцев рассказывал, что образы, сюжет сами вырисовывались в его воображении во время прослушивания музыки Чайковского. "Какое же это было наслаждение! Фантазировать, додумывать, составлять из прекрасных мелодий сказку, не втискивая их насильно в прокрустово ложе фабулы, а давая им вольно располагаться по их прихоти". "Щелкунчик" - это выдающаяся работа, объединяющая три вида искусства - музыку, литературу и анимацию.



Последние мультфильмы Степанцева, к сожалению, не представляют особого интереса. Два кукольных эпизода из "Похождений Чичикова" (1974) (про Манилова и Ноздрева) - забавная иллюстрация к гоголевскому тексту, которая поможет зрителю представить внешний вид некоторых персонажей "Мертвых душ". Затем были две детские сказки - "Муха-цокотуха" (1976), "Почему ослик заупрямился" (1979). Неплохие, но ничем особенным они не выделяются. Пережив период "грустной романтики", Борис Степанцев снова экспериментирует, ищет, пробует разные стили. В 1980-х у режиссера должно было созреть новое направление - возможно, это было бы полнометражное игровое кино с мультяшками, типа "Кто подставил кролика Роджера?", только более серьезное, может быть, психологическое или философское. И обязательно романтичное. Помешал тому преждевременный уход из жизни в 1983 году.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Еще больше интересного
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook
ПОДПИСАТЬСЯ
0
1100000
Больше LJ MEDIA
TRUNKMONKEYS77Читать 12 мин.Коррозия металла: как советская сталь итальянский...РЕКЛАМАВыгодные цены на двери в Экспострой!MELON_PANDAЧитать 7 мин.Женская красота - от 20 до 60NATTYSHAFFNERЧитать 7 мин.Сколько нужно денег для нормальной жизни???

Подпишитесь на независимые новости

от лучших блогеров LiveJournal
ПОДПИСАТЬСЯ
11 комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

gulov 
6 мая 2017, 02:31:10
да, Степанцев крут

collegaproul 
6 мая 2017, 09:01:17
Нисколько не согласен, что третья часть "Карлсона" противоречила бы лирическим взглядам режиссёра, так как именно в этой книге у Астрид Линдгрен возникает мотив любви — Карлсон своими выходками "сватает" фрекен Бок и дядю Юлиуса.

altereos 
6 мая 2017, 09:10:25
Тем не менее, Степанцев отказался от третьей части. Мы можем только догадываться, почему отказался. Тут дело, видимо, не в лирике, а в том, что "Карлсон" после третьей части стал бы похож на мульт-сериал - пускай лиричный, но "попсовый".

froster2 
6 мая 2017, 09:40:04
Графика в мультике хорошая.

aspasiaroma 
6 мая 2017, 11:33:54
Какой мастер!

kapitroshka 
10 мая 2017, 14:38:18
Чебурашка тоже читал вывески на магазинах,но когда Гена поинтересовался почему он его не встретил на вокзале,ведь была телеграмма.Ответ был очевиден,а для кого-то ненормален.)

Woodpaker From Space 
6 июля 2017, 10:27:27
"Ассоль" - один из лучших, если не самый лучший фильм Степанцева. Пронзительная история, в которой удалось передать дух произведения Грина.

simart 
12 августа 2017, 18:09:46
у него все мультики - шедевры! :0)

prozektor65 
12 августа 2017, 20:55:25
Степанцов первоклассный режиссёр, и мультов, и "Ассоли", возможно родился слишком рано...
Хотя где сейчас талантливые режиссёры, во времена, когда всё разрешено? Может они и есть, но судя по тому, что сейчас лепят(а не снимают) - их просто нет, или практически нет...

dr_roylott 
13 августа 2017, 11:35:24
А ведь и правда, в книге взрослые знакомятся с Карлсоном (т.е. он реален), а в мульте Степанцева его видят только Малыш и Бок - оба из группы риска по одиночеству, отверженности и непониманию. И вопрос "а был ли мальчик с моторчиком?" повисает. Гениально.

mihailgurevitch 
13 августа 2017, 12:06:17
Хорошие мультики!
Жаль, совсем старые мало показывают.
http://altereos.livejournal.com/206898.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=12_08_weekly&media 

altereos Общее  11 минут на прочтение
в 2017-05-05 15:28:00 0
1100000
Борис Степанцев. Поиски новой романтики
Сейчас Степанцева знают и помнят как создателя одного из главных хитов советской мультипликации — про шведского мальчика и его друга с пропеллером.
— От редакции LJ Media
Мастера короткометражной анимации, выпуск №63

"Представитель лирико-романтического, поэтического направления в советской мультипликации", - так назвал Бориса Степанцева С.В.Асенин, киновед и исследователь анимации. Сейчас Степанцева знают и помнят как создателя одного из главных хитов советской мультипликации - про шведского мальчика и его друга с пропеллером. Дилогия "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" появилась в 1968-70 годах - для Бориса Павловича это был лучший период, начавшийся с отказа от классической комедийной анимации и перехода к анимации лиричной, меланхоличной. Поэтическая грусть и некая депрессивность чувствуется в первой части про Карлсона, в меньшей степени - во второй, чисто комедийной части. "Карлсон" был разобран на цитаты, сейчас в интернете часто встречаются мемы с персонажами мультфильма. Могла быть и третья часть, но, видимо, почувствовав, что сериал становится чересчур "попсовым", Борис Степанцев продолжил творческие поиски в другом направлении.



В своей статье "Понять законы гармонии", написанной для сборника "Мудрость вымысла" (1983, С.В.Асенин), Борис Степанцев рассказал, почему он захотел стать мультипликаторов. История в общем-то распространенная: в детстве, еще до войны, Боря пришел в один дешевый московский кинотеатрик - там показывали советские мультфильмы. Магия ожившего рисунка захватила мальчика. После войны Борис заканчивает курсы на "Союзмультфильме", затем работает на студии художником-постановщиком и с 1954 года начинает самостоятельную режиссерскую деятельность.

В 50-е годы в советской анимации господствовали традиционная рисованная техника в диснеевском стиле и "эклеры". Студия выпускала в основном сказочные мультфильмы, красочные, идеологически нейтральные. Были также фильмы про советских школьников и пионеров. В этой категории сюжет развивался по такому принципу: мальчик косячил, его перевоспитывали, после чего герой становился образцовым советским молодым человеком. Такие мультфильмы можно сравнить с невкусной булочкой: толстый слой пресного морализаторского теста, а внутри чуть-чуть сладкой начинки в виде какого-нибудь мультяшного приключения. Впрочем, тогдашние зрители не жаловались, любая мультипликация воспринималась как волшебство. Однако Бориса Степанцева не устраивали ни сказочная предсказуемость, ни злободневное морализаторство. Молодой аниматор Степанцев и его более опытный коллега Райковский использовали гениальный прием - соединить сказку и современных персонажей, взять лучшее из обоих жанров. Так появилась серия мультфильмов в жанре "современной сказки", в которых не очень послушные советские мальчики попадают в сказочную или фантастическую параллельную реальность, где их успешно перевоспитывают. Воспитательный аспект в таких мультиках, конечно, присутствовал, но отходил на второй план: юмор и ирония напрочь разбивали нудные морализаторские интонации, вдобавок контраст соцреализма и сказочности сбивал с толку и отвлекал зрителя от идеологических элементов. Ярким примером является м/ф "Опять двойка" (1957) из серии приключений спецкора Мурзилки.



Мультфильм начинается с телеграммы: "Мурзилке. Просим срочно узнать, за что и почему получил двойку мальчик из известной картины Решетникова "Опять двойка". Мурзилка "выдергивает" мальчика из картины и заставляет его достаточно жесткими методами выучить географию. Идея вроде бы правильная: наглядно показать школьнику, где он ошибся. Но педагогические методы Мурзилки настолько абсурдны и экстремальны (мальчика заставляют мерзнуть на Северном полюсе, который он ошибочно назвал Экватором), что зритель невольно сопереживает бедняге. Морализаторство, доведенное до абсурда, уже не воспринимается как морализаторство. Если этот мультик призван повысить школьную успеваемость, то какой намек должны усвоить советские дети? Будешь плохо учиться - расстрел? Степанцев и Райковский, сохраняя формальную морализаторскую структуру, сделали свежий, юморной и увлекательный мультфильм, который высмеивает не столько двоечников, сколько преувеличенную значимость проблемы плохих отметок. Ведь талантливого ребенка нельзя загонять в жесткие рамки школьных оценок!



Еще более смелым получился м/ф "Петя и Красная Шапочка" (1958), в котором режиссеры-аниматоры "под шумок" вообще отказались от воспитательных задач. Фильм начинается в "правильном" морализаторском тоне: пионер Петя накосячил и попал в параллельную сказочную реальность - в мультик про Красную шапочку, который показывается в местном кинотеатре. Зритель потирает ладошки: ну сейчас этого шалопая будут перевоспитывать! Но дальше происходит что-то неожиданное: Петя не хочет быть провинившимся щенком, Петя посылает диктора, пытающегося выгнать мальчика из "чужого" мультфильма, затем Петя наводит шороху в сказочном мире и по-своему разбирается с Волком.



То, что делали Степанцев и Райковский, напоминает мне хулиганский стиль Текса Эйвери, который смело, грубо и остроумно интерпретировал классические диснеевские шаблоны и образы. Наши аниматоры примерно так же обращались с традиционной советской анимацией - конечно, с более умеренным хулиганством. Традиционная рисованная форма наполнялась смелым и нестандартным содержанием. В "Красной шапочке" есть сцены, которые могут удивить даже современного зрителя: например, сцена переодевания Пети в женскую одежду и экшен-сцены борьбы с волком.



Творчество Степанцева во второй половине 50-х можно рассматривать как предчувствие мощного обновления советской мультипликации, которое начнется в начале 60-х с мультфильмов Федора Хитрука. В контексте обновления символичным выглядит мультфильм Бориса Степанцева "Петух и краски" (1964), в котором можно проследить противостояние старого и нового стиля классической рисованной анимации. В сюжете присутствуют два петуха - один статный и опрятный, второй - грязный и обшарпанный. Вроде бы в реальной жизни все петухи одинаковые, да и здесь нарисованы они в одной технике, но получают совершенно разные "имиджи". Режиссер четко разделяет мировоззрения старых и новых мультиков: первый петух олицетворяет устаревшую мораль, предсказуемость, занудство; второй петух - это символ творческой свободы, открытости, смелости.



Еще одна яркая работа Бориса Степанцева - формально морализаторская, а по сути хулиганская - это "Вовка в тридевятом царстве" (1965). Этот хит все знают!



Следующий шаг Степанцева - отказ от традиционной сказочной/комедийной рисованной анимации. В 1960-х Борис Степанцев экспериментирует с комбинированными съемками. В фильме "Только не сейчас" (1962) сочетаются рисованная анимация и съемки живого актера. В "Песни о соколе" (1967) используется экспериментальная живописная техника. Из поздних работ - полнометражный игровой фильм "Ассоль" (1982), в котором совмещаются различные техники.


1962 - Только не сейчас

Вышеупомянутые работы интересны как эксперименты. Хитами они не стали и сейчас про них мало кто помнит. Гораздо интереснее не технические, а стилистические поиски Бориса Степанцева. Во второй половине 60-х начинается поэтико-романтический период. За пару лет до "Карлсона" был создан м/ф "Окно" (1966). Если закрыть глаза на год выпуска, то "Окно" кажется сиквелом к дилогии про Малыша и Карлсона. Мы видим повзрослевшего Малыша - теперь это Юноша, он влюбляется в девушку из соседнего дома, чей силуэт он каждый вечер с тоской разглядывает в окне напротив. "Окно" - грустная история одиночества, с тяжелыми переживаниями неуверенного в себе героя, в атмосфере мрачного ночного мегаполиса.







Похожая атмосфера чувствуется и мультике про Малыша. Вполне возможно, что появление забавного существа с пропеллером - это игра воображения ребенка, страдающего от недостатка внимания родителей и, как следствие, глубокого внутреннего одиночества.



В 1971 году выходит еще один мультфильм Степанцева в стиле "грустной романтики" - "Скрипка пионера". В пионерлагере ребята вспоминают историю про мальчика-скрипача, погибшего от пулемета фашиста. Удивительно встретить в фильмографии советского мультипликатора абсолютно трагическую историю, в которой сцена смерти главного героя (ребенка!) показана очень выразительно. Единственное, что скрашивает траурную интонацию мультфильма - это музыка.



В начале 70-х музыка приобретает особое значение в творчестве Степанцева. В 1973 году появляется последняя яркая работа Бориса Степанцева, вы все ее знаете - это музыкальный мультфильм "Щелкунчик". Режиссер ставит перед музыкой самые серьезные цели: мелодия должна не только эмоционально подкрашивать действие, но и глубоко воздействовать на зрителя. Борис Степанцев рассказывал, что образы, сюжет сами вырисовывались в его воображении во время прослушивания музыки Чайковского. "Какое же это было наслаждение! Фантазировать, додумывать, составлять из прекрасных мелодий сказку, не втискивая их насильно в прокрустово ложе фабулы, а давая им вольно располагаться по их прихоти". "Щелкунчик" - это выдающаяся работа, объединяющая три вида искусства - музыку, литературу и анимацию.



Последние мультфильмы Степанцева, к сожалению, не представляют особого интереса. Два кукольных эпизода из "Похождений Чичикова" (1974) (про Манилова и Ноздрева) - забавная иллюстрация к гоголевскому тексту, которая поможет зрителю представить внешний вид некоторых персонажей "Мертвых душ". Затем были две детские сказки - "Муха-цокотуха" (1976), "Почему ослик заупрямился" (1979). Неплохие, но ничем особенным они не выделяются. Пережив период "грустной романтики", Борис Степанцев снова экспериментирует, ищет, пробует разные стили. В 1980-х у режиссера должно было созреть новое направление - возможно, это было бы полнометражное игровое кино с мультяшками, типа "Кто подставил кролика Роджера?", только более серьезное, может быть, психологическое или философское. И обязательно романтичное. Помешал тому преждевременный уход из жизни в 1983 году.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Еще больше интересного
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook
ПОДПИСАТЬСЯ
0
1100000
Больше LJ MEDIA
TRUNKMONKEYS77Читать 12 мин.Коррозия металла: как советская сталь итальянский...РЕКЛАМАВыгодные цены на двери в Экспострой!MELON_PANDAЧитать 7 мин.Женская красота - от 20 до 60NATTYSHAFFNERЧитать 7 мин.Сколько нужно денег для нормальной жизни???

Подпишитесь на независимые новости

от лучших блогеров LiveJournal
ПОДПИСАТЬСЯ
11 комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

gulov 
6 мая 2017, 02:31:10
да, Степанцев крут

collegaproul 
6 мая 2017, 09:01:17
Нисколько не согласен, что третья часть "Карлсона" противоречила бы лирическим взглядам режиссёра, так как именно в этой книге у Астрид Линдгрен возникает мотив любви — Карлсон своими выходками "сватает" фрекен Бок и дядю Юлиуса.

altereos 
6 мая 2017, 09:10:25
Тем не менее, Степанцев отказался от третьей части. Мы можем только догадываться, почему отказался. Тут дело, видимо, не в лирике, а в том, что "Карлсон" после третьей части стал бы похож на мульт-сериал - пускай лиричный, но "попсовый".

froster2 
6 мая 2017, 09:40:04
Графика в мультике хорошая.

aspasiaroma 
6 мая 2017, 11:33:54
Какой мастер!

kapitroshka 
10 мая 2017, 14:38:18
Чебурашка тоже читал вывески на магазинах,но когда Гена поинтересовался почему он его не встретил на вокзале,ведь была телеграмма.Ответ был очевиден,а для кого-то ненормален.)

Woodpaker From Space 
6 июля 2017, 10:27:27
"Ассоль" - один из лучших, если не самый лучший фильм Степанцева. Пронзительная история, в которой удалось передать дух произведения Грина.

simart 
12 августа 2017, 18:09:46
у него все мультики - шедевры! :0)

prozektor65 
12 августа 2017, 20:55:25
Степанцов первоклассный режиссёр, и мультов, и "Ассоли", возможно родился слишком рано...
Хотя где сейчас талантливые режиссёры, во времена, когда всё разрешено? Может они и есть, но судя по тому, что сейчас лепят(а не снимают) - их просто нет, или практически нет...

dr_roylott 
13 августа 2017, 11:35:24
А ведь и правда, в книге взрослые знакомятся с Карлсоном (т.е. он реален), а в мульте Степанцева его видят только Малыш и Бок - оба из группы риска по одиночеству, отверженности и непониманию. И вопрос "а был ли мальчик с моторчиком?" повисает. Гениально.

mihailgurevitch 
13 августа 2017, 12:06:17
Хорошие мультики!
Жаль, совсем старые мало показывают.