panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Отзывы / Бородин Дмитрий 2018-02-22 Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь - с частичкой русской души... https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/93617.html?utm_source=embed_post /

Бородин Дмитрий 2018-02-22 Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь - с частичкой русской души... https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/93617.html?utm_source=embed_postБородин Дмитрий 2018-02-22 Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь - с частичкой русской души... https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/93617.html?utm_source=embed_post



Пишет Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat
  268

По Вологодской области. Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь - с частичкой русской души...

 
Ферапонтов монастырь - одна из самых известных достопримечательностей Вологодской области. И поэтому, посетив Кириллов и Горицы, наш туристический клуб направился в село Ферапонтово, которое мы просто обязаны были посетить, что было не так сложно, потому что у нас был арендован автобус. Интересно то, что Кириллов и Ферапонтово связаны между собой исторически, потому что основаны были двумя монахами, пришедшими на Русский Север вместе. А дальше они каждый выбрали свой путь, Кирилл основал Кирилло-Белозерский монастырь, о котором я напишу попозже, а Ферапонт - Ферапонтов монастырь, в 15 километрах от своего товарища. Это очень интересный случай - потому что два товарища не остались вместе в чужом и суровом краю, а начали строить каждое свое, что означает разницу в характерах, разницу в выборе пути и духовного поиска. И сравнивая монастыри, это можно ощутить.

Итак, мы приехали в Ферапонтово...



Монастырь этот в стороне от всех торговых и транспортных путей, поэтому мощной крепостью или богатым экономическим центром - он не стал, в отличие от Кириллова, который был богатейшим собственником на севере. Зато он уютный, изящный, гармонично вписан в природу. Душевное место.



Обычно монастыри и города подчиняли природу себе. А здесь - монахи жили с природой в мире и согласии. Пейзажи очень умиротворяющие. Это и есть истинное христианство, основанное на любви к природе, доброте и смирении.



Идем к монастырю. Как и Кириллов, он стал музеем. Действует лишь одна церковь, все остальные помещения наполнены музейными экспозициями. Сразу предупреждаю читателя, чтоб тот не разочаровался - я ни в одном музее не был...Мне хотелось побольше полюбоваться архитектурой и природой, которые сохранились неизменными, как мне кажется, с тех самых древних времен.



Вход в монастырь идет через надвратную церковь с двумя шатрами. Архитектура напомнила чем-то единственный северный по духу монастырь Ленинградской области - Александро-Свирский. Что-то общее в традициях...



Вид с холма, на котором расположен монастырь. В Ферапонтове было сурово и холодно. Ну ничего не поделаешь - Русский Север же... Село вокруг небольшое, очень тихое, и это здорово!



Внутри монастыря.

Об основателе, Ферапонте, можно прочитать следующее. Он был дворянином по происхождению, звали его Федор Поскочин. Родился в 1337 году в Волоколамске. В сорок лет, будучи зрелым мужчиной, ушел в Симонов монастырь, где и познакомился с монахом Кириллом, а также с известнейшим деятелем православной церкви - Сергием Радонежским. Кирилл и Ферапонт были из тех, кто не сидит на теплом прикормленном месте, а жаждет подвигов, духовного поиска, испытания себя. С одобрения Сергия Радонежского, они отправились покорять Русский Север, неся туда христианство. Тут надо уточнить: русский север был не совсем русским. Населяли его финноязычные племена, в основном вепсы. Христианами они стали далеко не сразу, а к монахам часто относились враждебно. Их можно понять - как и в нынешние времена, православная церковь отхватывала чужие земли, причем не только у финнов-язычников, но и у своих православных соседей, например, такие конфликты были и в Новгороде.Однако Кирилл и Ферапонт не были захватчиками, они шли именно во имя веры и христианского подвига.

Прибыв в Белозерье (города Кириллова тогда еще не было, был лишь город Белоозеро, в честь которого назывался сей край), они вырыли пещеру возле берега Сиверского озера, где обустроили монашескую келью. Однако вместе пробыли они всего лишь год, до начала следующего сезона, когда можно было путешествовать по рекам, после чего Ферапонт покидает своего товарища. Как пишут, " по взаимному согласию ". Грубо говоря, Ферапонт ушел, а Кирилл не возражал. Не сошлись характерами, проще было по одному. Скорее всего, Кирилл был крайне строг в нравах, суров к себе и остальным, и более мягкий и тихий Ферапонт решил, чтоб избегать конфликтов, основать свою обитель.



Итак, в 1398 году Ферапонт основал свой монастырь на холме между двумя озерами, возле протоки, их соединяющей. Место очень живописное и приятное. Ферапонт умел ценить природу, подаренную Богом...Десять лет он провел здесь, обустраивая монастырь, к нему стекались любители тишины и покоя, молитв в безмолвии, и обитель стала расти. А самого Ферапонта попросил к себе приехать можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского, чтоб основать монастырь и там. Ферапонт , после долгих уговоров , согласился, и там и жил уже до самой смерти. О личности Ферапонта говорит многое тот факт, что в основанном им  Ферапонтове монастыре он не захотел становиться игуменом, так как был скромным, и не любил командовать.



Интересно, что Ферапонт и Кирилл были такими яркими личностями, что в честь них и монастыри названы, нося их имена, и населенные пункты - город Кириллов и село Ферапонтово. Не так часто такое  бывало в истории.

Ну а монастырь через сто лет стал расцветать и богатеть, ему постоянно делали богатые дары влиятельные князья. Хотя масштаб его был меньше, чем у Кириллова - тот владел 20 тысячами крестьян. а здесь было во владении лишь 300. Надо отметить, что крепостное право 15-16 веков вовсе еще не было таким тяжелым, каким стало позднее, со всеми известными из литературы ужасами



В 16 веке, во времена последних Рюриковичей- Ивана Третьего, Василия  и Ивана Грозного - строятся  каменные храмы монастыря. А вот ограда была деревянной, как крепость монастырь не замышлялся. Поэтому в Смутное время он был разорен отрядами грабителей. Принято считать, что это были поляки и литовцы, хотя зачастую так называли русские отряды, не подчинявшиеся Москве. А иногда даже и подчинявшиеся, но потерявшие контроль над собой. Кто именно грабил здесь, я не знаю, но подобные разбои случались еще многие десятилетия после конца Смуты, поэтому все остальные монастыри вплоть до самого правления Петра Первого старались ограждать себя мощными стенами, во избежания таких бед.

В центре фотографии - Собор Рождества Богородицы, выстроенный в 1490 году.



Церковь справа - это Благовещенская, построена в 1530 году, при князе Василии Третьем, сыне Ивана Третьего и Софьи Палеолог, отце Ивана Грозного. А слева, с шатром - церковь преподобного Мартиниана, построена через век, в 1640 году.



В монастырь на богомолье приезжал Василий Третий и его жена Елена Глинская, правившая пять лет после его смерти, а также их кровавый сын Иван Грозный. Считалось правильным посетить все известные монастыри, везде помолившись. Сейчас это называется паломническим туром. А в 1666 году сюда на десять лет был сослан патриарх Никон. В 1798 году монастырь был упразднен, а его церкви отдали приходам, что в общем-то было и правильно - кто молится, тот и должен владеть церквями, а заодно поддерживать их в надлежащем виде за свой счет, что монахи уже не могли.



Слева от входа в монастырь, если смотреть изнутри, вход в церковь.



Поднимаемся туда. Там же церковная лавка. В ней продавали  и магнитики с изображением монастыря, за ними я и шел.



Вход в церковь. Внутри я не фотографировал - там сидели три девушки со скорбными лицами, и я понял, что доставать фотоаппарат будет неуместно, у них наверно что-то тяжелое в жизни.



Но позже меня туда зашел наш турист Максим, и благодаря ему одно фото все же есть.



А я с другими туристами нашего клуба - Мишей Богдановым и Аллой Прокопьевой - отправился смотреть, что за деревянная церквушка виднеется где-то вдали, в километре от монастыря.



По пути полюбовались на озеро, у которого расположен монастырь. Природа здесь очень приятная...



Вот и церковь, утопающая в снегах. Чтоб дойти до нее, пришлось бороздить снег, доходивший до бедер. Здесь давно никто не бывал... Это храм Нила Сорского, освящен в 2008 году.



Расписание служб на январь. Почему-то в феврале их нет. Мы были 17 февраля, значит почти три недели тут никого не было. Потому и снег так глубок - что никто его не разгребал все это время.



На крыльце церкви. Миша Богданов фотографирует кого-то.



Построено все по старинным технологиям.



Тишину этих мест ничто не нарушало. Редкие автомобили проезжали тихо и бесшумно. А многие местные жители, как этот, пользуются велосипедами. Популярный транспорт в северных землях, несмотря на морозы и снег. Когда-то автор, работая в сельской школе Ленинградской области, тоже ездил зимой на работу на велосипеде "Орленок", 9 километров от дачи до школы. И помню по опыту, что нагрузка была при этом немалая.



Вид на монастырь со стороны деревянной церкви.



Возвращаемся назад. Телефонная будка тоже засыпана снегом - никто ей не пользуется.



С трудом собрали туристов, часть из которых уже собиралась посетить местный магазин, сделали групповое фото.



А дальше они все-таки рванули в магазин, за едой, за сувенирами,чье бутылочное стекло весело позвякивало в сумках, предвещая у граждан  скорый прилив веселого настроения. А я в это время сделал последнее фото монастыря на память. Хорошее место. Здесь сохранилась красота Северной Руси. Здесь чувствуется ее душа.



---------------

Страница нашего туристического клуба в ВК: https://vk.com/club17791063
Мы в сети Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/pohodvosemvrat/


 
МЕТКИ: Вологодская областьДревняя РусьРусский СеверФерапонтовоархитектуракрасоты Россиимонастырипутешествия
 11
 
Приглашаю всех желающих на мои занятия! Возраст - от 16 до 50 лет, мужчин и женщин с любым уровнем подготовки, даже нулевым, главное - желание заниматься! Тренировки доступны по стоимости и нагрузкам каждому! Наше направление - боевое. Упор в занятиях - на получение навыков самозащиты. Изучаем и…
 
 
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Пользователь borminska сослался на вашу запись в своей записи «Вологдские монастыри» в контексте: [...] Ферапонтов монастырь - https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/93617.html [...]
Сильно, быть в Ферпонтово и не видеть фрески Дионисия и К...
Глупо идти смотреть то, к чему нет тяги, только потому что это смотрят все. Лично я к фрескам равнодушен, в них ничего не понимаю - и не стыжусь это признать. После посещения фресок Феофана Грека в Новгороде - понял,что больше не буду их смотреть. Зато смотрел природу и архитектуру - и для меня ЭТО важнее. В отличие от большинства туристов, которые заходят внутрь и сразу обратно в автобус. И ничего не понимают про место
Я Вас понимаю, Феофана Грека действительно надо понимать. А церковь в Ферапонтово просто очень красивая, как будто ярким ковром стены затянуты. Она и снаружи, и изнутри сродни природе именно этого места. Даже большая часть красок на стенах сделана из гальки местного озера. Туда хорошо бы приехать еще раз летом.
Наверно хорошо летом, только боюсь, туристов будет больше, и не будет такой тишины... А в Кириллове мне очень понравилось смотреть на крепость со льда.
Понравилось!Спасибо!
приятно слышать)
там фрески...)

интересно, что мы, будучи там году в 2009 что ли, встретили в местном магазине... нашего учителя информатики!!! внезапно)
Знаю, что фрески, но мне была важнее природа и архитектура.
Кстати, я тоже учитель информатики)
У всех учителей информатиков пути запрограммированны и сходятся)
По образованию я физик-информатик. Преподавал и физику, и информатику много лет в нескольких школах.
В очередной раз диву даёшься, каким уровнем знаний, технологией и образованности обладали древние наши предки!
Да, инженерно-технический уровень был высок, строили замечательно !
В церкви Рождества Богородицы великолепные фрески Дионисия. И согласна - там видна душа России.
Фрески я видел много где, и вот понял, что нет позыва их смотреть, не пойму в них отличия именно этого места от других, поэтому без душевного позыва и не пошел к ним, а вот архитектуру и ландшафт неповторимые мне надо было очень увидеть.
Пишет Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat
  268

По Вологодской области. Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь - с частичкой русской души...

 
Ферапонтов монастырь - одна из самых известных достопримечательностей Вологодской области. И поэтому, посетив Кириллов и Горицы, наш туристический клуб направился в село Ферапонтово, которое мы просто обязаны были посетить, что было не так сложно, потому что у нас был арендован автобус. Интересно то, что Кириллов и Ферапонтово связаны между собой исторически, потому что основаны были двумя монахами, пришедшими на Русский Север вместе. А дальше они каждый выбрали свой путь, Кирилл основал Кирилло-Белозерский монастырь, о котором я напишу попозже, а Ферапонт - Ферапонтов монастырь, в 15 километрах от своего товарища. Это очень интересный случай - потому что два товарища не остались вместе в чужом и суровом краю, а начали строить каждое свое, что означает разницу в характерах, разницу в выборе пути и духовного поиска. И сравнивая монастыри, это можно ощутить.

Итак, мы приехали в Ферапонтово...



Монастырь этот в стороне от всех торговых и транспортных путей, поэтому мощной крепостью или богатым экономическим центром - он не стал, в отличие от Кириллова, который был богатейшим собственником на севере. Зато он уютный, изящный, гармонично вписан в природу. Душевное место.



Обычно монастыри и города подчиняли природу себе. А здесь - монахи жили с природой в мире и согласии. Пейзажи очень умиротворяющие. Это и есть истинное христианство, основанное на любви к природе, доброте и смирении.



Идем к монастырю. Как и Кириллов, он стал музеем. Действует лишь одна церковь, все остальные помещения наполнены музейными экспозициями. Сразу предупреждаю читателя, чтоб тот не разочаровался - я ни в одном музее не был...Мне хотелось побольше полюбоваться архитектурой и природой, которые сохранились неизменными, как мне кажется, с тех самых древних времен.



Вход в монастырь идет через надвратную церковь с двумя шатрами. Архитектура напомнила чем-то единственный северный по духу монастырь Ленинградской области - Александро-Свирский. Что-то общее в традициях...



Вид с холма, на котором расположен монастырь. В Ферапонтове было сурово и холодно. Ну ничего не поделаешь - Русский Север же... Село вокруг небольшое, очень тихое, и это здорово!



Внутри монастыря.

Об основателе, Ферапонте, можно прочитать следующее. Он был дворянином по происхождению, звали его Федор Поскочин. Родился в 1337 году в Волоколамске. В сорок лет, будучи зрелым мужчиной, ушел в Симонов монастырь, где и познакомился с монахом Кириллом, а также с известнейшим деятелем православной церкви - Сергием Радонежским. Кирилл и Ферапонт были из тех, кто не сидит на теплом прикормленном месте, а жаждет подвигов, духовного поиска, испытания себя. С одобрения Сергия Радонежского, они отправились покорять Русский Север, неся туда христианство. Тут надо уточнить: русский север был не совсем русским. Населяли его финноязычные племена, в основном вепсы. Христианами они стали далеко не сразу, а к монахам часто относились враждебно. Их можно понять - как и в нынешние времена, православная церковь отхватывала чужие земли, причем не только у финнов-язычников, но и у своих православных соседей, например, такие конфликты были и в Новгороде.Однако Кирилл и Ферапонт не были захватчиками, они шли именно во имя веры и христианского подвига.

Прибыв в Белозерье (города Кириллова тогда еще не было, был лишь город Белоозеро, в честь которого назывался сей край), они вырыли пещеру возле берега Сиверского озера, где обустроили монашескую келью. Однако вместе пробыли они всего лишь год, до начала следующего сезона, когда можно было путешествовать по рекам, после чего Ферапонт покидает своего товарища. Как пишут, " по взаимному согласию ". Грубо говоря, Ферапонт ушел, а Кирилл не возражал. Не сошлись характерами, проще было по одному. Скорее всего, Кирилл был крайне строг в нравах, суров к себе и остальным, и более мягкий и тихий Ферапонт решил, чтоб избегать конфликтов, основать свою обитель.



Итак, в 1398 году Ферапонт основал свой монастырь на холме между двумя озерами, возле протоки, их соединяющей. Место очень живописное и приятное. Ферапонт умел ценить природу, подаренную Богом...Десять лет он провел здесь, обустраивая монастырь, к нему стекались любители тишины и покоя, молитв в безмолвии, и обитель стала расти. А самого Ферапонта попросил к себе приехать можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского, чтоб основать монастырь и там. Ферапонт , после долгих уговоров , согласился, и там и жил уже до самой смерти. О личности Ферапонта говорит многое тот факт, что в основанном им  Ферапонтове монастыре он не захотел становиться игуменом, так как был скромным, и не любил командовать.



Интересно, что Ферапонт и Кирилл были такими яркими личностями, что в честь них и монастыри названы, нося их имена, и населенные пункты - город Кириллов и село Ферапонтово. Не так часто такое  бывало в истории.

Ну а монастырь через сто лет стал расцветать и богатеть, ему постоянно делали богатые дары влиятельные князья. Хотя масштаб его был меньше, чем у Кириллова - тот владел 20 тысячами крестьян. а здесь было во владении лишь 300. Надо отметить, что крепостное право 15-16 веков вовсе еще не было таким тяжелым, каким стало позднее, со всеми известными из литературы ужасами



В 16 веке, во времена последних Рюриковичей- Ивана Третьего, Василия  и Ивана Грозного - строятся  каменные храмы монастыря. А вот ограда была деревянной, как крепость монастырь не замышлялся. Поэтому в Смутное время он был разорен отрядами грабителей. Принято считать, что это были поляки и литовцы, хотя зачастую так называли русские отряды, не подчинявшиеся Москве. А иногда даже и подчинявшиеся, но потерявшие контроль над собой. Кто именно грабил здесь, я не знаю, но подобные разбои случались еще многие десятилетия после конца Смуты, поэтому все остальные монастыри вплоть до самого правления Петра Первого старались ограждать себя мощными стенами, во избежания таких бед.

В центре фотографии - Собор Рождества Богородицы, выстроенный в 1490 году.



Церковь справа - это Благовещенская, построена в 1530 году, при князе Василии Третьем, сыне Ивана Третьего и Софьи Палеолог, отце Ивана Грозного. А слева, с шатром - церковь преподобного Мартиниана, построена через век, в 1640 году.



В монастырь на богомолье приезжал Василий Третий и его жена Елена Глинская, правившая пять лет после его смерти, а также их кровавый сын Иван Грозный. Считалось правильным посетить все известные монастыри, везде помолившись. Сейчас это называется паломническим туром. А в 1666 году сюда на десять лет был сослан патриарх Никон. В 1798 году монастырь был упразднен, а его церкви отдали приходам, что в общем-то было и правильно - кто молится, тот и должен владеть церквями, а заодно поддерживать их в надлежащем виде за свой счет, что монахи уже не могли.



Слева от входа в монастырь, если смотреть изнутри, вход в церковь.



Поднимаемся туда. Там же церковная лавка. В ней продавали  и магнитики с изображением монастыря, за ними я и шел.



Вход в церковь. Внутри я не фотографировал - там сидели три девушки со скорбными лицами, и я понял, что доставать фотоаппарат будет неуместно, у них наверно что-то тяжелое в жизни.



Но позже меня туда зашел наш турист Максим, и благодаря ему одно фото все же есть.



А я с другими туристами нашего клуба - Мишей Богдановым и Аллой Прокопьевой - отправился смотреть, что за деревянная церквушка виднеется где-то вдали, в километре от монастыря.



По пути полюбовались на озеро, у которого расположен монастырь. Природа здесь очень приятная...



Вот и церковь, утопающая в снегах. Чтоб дойти до нее, пришлось бороздить снег, доходивший до бедер. Здесь давно никто не бывал... Это храм Нила Сорского, освящен в 2008 году.



Расписание служб на январь. Почему-то в феврале их нет. Мы были 17 февраля, значит почти три недели тут никого не было. Потому и снег так глубок - что никто его не разгребал все это время.



На крыльце церкви. Миша Богданов фотографирует кого-то.



Построено все по старинным технологиям.



Тишину этих мест ничто не нарушало. Редкие автомобили проезжали тихо и бесшумно. А многие местные жители, как этот, пользуются велосипедами. Популярный транспорт в северных землях, несмотря на морозы и снег. Когда-то автор, работая в сельской школе Ленинградской области, тоже ездил зимой на работу на велосипеде "Орленок", 9 километров от дачи до школы. И помню по опыту, что нагрузка была при этом немалая.



Вид на монастырь со стороны деревянной церкви.



Возвращаемся назад. Телефонная будка тоже засыпана снегом - никто ей не пользуется.



С трудом собрали туристов, часть из которых уже собиралась посетить местный магазин, сделали групповое фото.



А дальше они все-таки рванули в магазин, за едой, за сувенирами,чье бутылочное стекло весело позвякивало в сумках, предвещая у граждан  скорый прилив веселого настроения. А я в это время сделал последнее фото монастыря на память. Хорошее место. Здесь сохранилась красота Северной Руси. Здесь чувствуется ее душа.



---------------

Страница нашего туристического клуба в ВК: https://vk.com/club17791063
Мы в сети Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/pohodvosemvrat/


 
МЕТКИ: Вологодская областьДревняя РусьРусский СеверФерапонтовоархитектуракрасоты Россиимонастырипутешествия
 11
 
Приглашаю всех желающих на мои занятия! Возраст - от 16 до 50 лет, мужчин и женщин с любым уровнем подготовки, даже нулевым, главное - желание заниматься! Тренировки доступны по стоимости и нагрузкам каждому! Наше направление - боевое. Упор в занятиях - на получение навыков самозащиты. Изучаем и…
 
 
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Пользователь borminska сослался на вашу запись в своей записи «Вологдские монастыри» в контексте: [...] Ферапонтов монастырь - https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/93617.html [...]
Сильно, быть в Ферпонтово и не видеть фрески Дионисия и К...
Глупо идти смотреть то, к чему нет тяги, только потому что это смотрят все. Лично я к фрескам равнодушен, в них ничего не понимаю - и не стыжусь это признать. После посещения фресок Феофана Грека в Новгороде - понял,что больше не буду их смотреть. Зато смотрел природу и архитектуру - и для меня ЭТО важнее. В отличие от большинства туристов, которые заходят внутрь и сразу обратно в автобус. И ничего не понимают про место
Я Вас понимаю, Феофана Грека действительно надо понимать. А церковь в Ферапонтово просто очень красивая, как будто ярким ковром стены затянуты. Она и снаружи, и изнутри сродни природе именно этого места. Даже большая часть красок на стенах сделана из гальки местного озера. Туда хорошо бы приехать еще раз летом.
Наверно хорошо летом, только боюсь, туристов будет больше, и не будет такой тишины... А в Кириллове мне очень понравилось смотреть на крепость со льда.
Понравилось!Спасибо!
приятно слышать)
там фрески...)

интересно, что мы, будучи там году в 2009 что ли, встретили в местном магазине... нашего учителя информатики!!! внезапно)
Знаю, что фрески, но мне была важнее природа и архитектура.
Кстати, я тоже учитель информатики)
У всех учителей информатиков пути запрограммированны и сходятся)
По образованию я физик-информатик. Преподавал и физику, и информатику много лет в нескольких школах.
В очередной раз диву даёшься, каким уровнем знаний, технологией и образованности обладали древние наши предки!
Да, инженерно-технический уровень был высок, строили замечательно !
В церкви Рождества Богородицы великолепные фрески Дионисия. И согласна - там видна душа России.
Фрески я видел много где, и вот понял, что нет позыва их смотреть, не пойму в них отличия именно этого места от других, поэтому без душевного позыва и не пошел к ним, а вот архитектуру и ландшафт неповторимые мне надо было очень увидеть.