В категории материалов: 207
Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 ... 10 11 » |
Статья хорватского исследователя Паула Бушковича "Юрай Крижанич и русское старообрядчество" написана человеком, отнюдь не сочувствующим старообрядчеству, однако, она достаточно хорошо характеризует личность Юрия Крижанича - противника староверия, автора Обличения на Соловецкую челобитную.
|
Письма княгини Е.П.Урусовой детям: сыну Василию и дочерям Евдокии и Анастасии
|
Главный труд Н.В.Варадинова - "История Министерства внутренних дел"" (8 т., СПб., 1858 - 1863; с 1857 г. печаталась при ""Журнале Министерства внутренних дел""), в которой содержится масса ценных, извлеченных из архивных дел материалов для истории внутренней жизни и быта России. Последний, восьмой том истории, посвящен истории отношений правительства к "расколу".
|
Беспоповские общины являются по своему духу точной копией раннехристианских общин. Они все стремятся «быть увенчанными», а их лидеры прокладывают и утверждают бесконечно новые пути к подвигу духовного делания. Церковь для беспоповцев, как и для древних христиан, не религиозная организация или теоретическая истина.
|
В одном из последних интервью, данном В. П. Астафьевым тележурналистам Российского ТВ, меня поразил рассказ писателя о старообрядцах. Беседа о русском характере, о том, выживет ли Россия, совсем не случайно, как мне кажется, вышла на судьбы русского крестьянского старообрядчества: «Даже большевики не смогли справиться со старообрядцами. Не могли управиться с какими-то проявлениями характера русского. Уж как они ни преследовали старообрядцев, что они с ними ни делали... Даже после того, как уже в 1942 г. старообрядцы стали отдавать своих рекрутов на войну, - всё равно их преследовали. Когда мы были под Москвой, в это время здесь, по тайге, шарили вооруженные отряды, чтобы истреблять их. Обливали поселения с самолетов керосином, сжигали поля, истребляли леса, расстреливали старообрядцев из пулеметов, с воздуха, из самолетов!..
|
Закономерным в этом случае представляется рассмотрение малоизученного вопроса восприятия старообрядцами киевского наследия. Разумеется, мы не претендуем на исчерпывающее освещение этой сложной научной проблемы, хотелось бы обратить внимание только на факт положительного отношения старообрядцев к произведениям авторов Киевской митрополии, написанным в конце XVI – начале XVII вв.
|
Не раз приходилось встречать утверждения, что старообрядчество – это исключительно русское явление. И как следствие - рассуждения о том, что истинное Православие не может быть узко-национальным. Но действительно ли старообрядчество - это "русская разновидность Православия"?
Даже беглый взгляд на историю одной лишь Самарской губернии заставляет усомниться в том, что эти утверждения верны. Интересны в этом смысле материалы Первой всеобщей переписи населения Росийской империи 1897 года (Издание Центрального Статистического Комитета МВД, 1904 г.) Том XXXVI. включает данные по Самарской губернии. Особенно показателен раздел XIV - "Распределение населения по вероисповеданиям". Что же мы видим? - В графе "Старообрядцы" отнюдь не одни русские. Здесь малороссы, белорусы, немцы, вотяки, мордва, татары, башкиры, чуваши.
В Самарской губернии были мордовские, чувашские, татарские деревни исповедовавшие Староверие.
Очень интересные рассуждения о соотношении национального и вселенского в Староверии, о приоритете в мировоззрении старообрядцев религиозных верований и богословских убеждений перед национальными можно найти в книге М.О.Шахова "Старообрядческое мировоззрение".
И еще размышления на ту же тему. На этот раз - в авторской рубрике Андрея Езерова "Лестовка"на Портале-Credo.ru.
|
После того, как был принят Манифест, даровавший старообрядцам, наряду с представителями других конфессий, свободу вероисповедания, что уравнивало их в правах с официальной православной церковью, перед староверами встали те проблемы, которые в прежние времена не имели актуальности вследствие полулегального существования данной части населения.
|
В категории материалов: 207
Показано материалов: 41-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 10 11 » |
Документальный фильм "Загадка Сибири" посвящен истории семьи староверов Лыковых
|
По мнению исследователей, многие особенности психологического типа ревнителей древлего благочестия были обусловлены, в том числе, тщательно переработанным и переосмысленным наследием традиционного православия (2). Тем более это относится к старообрядческой системе ценностей и моральных институтов, в ходе трансформации которых староверы не только остались в формальных рамках догматов, принятых первыми Вселенскими Соборами, но и сохранили базовую категориальную систему русского православия, оформившуюся к середине XVII в.
|
В истории старообрядчества что ни человек - то яркая личность. Но и на фоне других старообрядческих деятелей Аввакум выделяется своей исполинской фигурой, приближающейся в проповеди к новозаветным апостолам, а в «огнепальной ревности» по вере — к ветхозаветным пророкам. Поистине, вся его многострадальная жизнь, прошедшая в беспрестанной борьбе за правду, была мученическим подвигом за Христа. Не только словом, но и жизнью своей доказал «богатырь-протопоп» преданность христианскому учению.
|
О филипповском согласии известно гораздо меньше, чем о поморском и федосеевском. Отчасти это объясняется большей закрытостью данного согласия, вытекающей из самого филипповского учения. В настоящее время филипповцев почти не осталось - на территории России это согласие представлено лишь несколькими общинами и, по приблизительным оценкам, составляет не более 200-300 человек. Однако некогда филипповское общество было весьма многочисленным. Представители его во множестве проживали в Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской и Ярославской губерниях, в Москве, Петербурге, Угличе, Кимрах, Одессе...
|
Русская старообрядческая диаспора — самый старый исторически сложившийся пласт современного дальнего (и ближнего) русского зарубежья, сохранивший древнерусское наследие и устойчивый перед лицом иноязычного и инокультурного окружения вот уже на протяжении более чем 300 лет. В подавляющей своей массе они не ассимилированы, за исключением старообрядцев Эри (США), активно сохраняют и развивают самобытность.
|
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
|
В категории материалов: 207
Показано материалов: 61-80 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 10 11 » |
Статья Н.Г.Кувайцева "Новые законы о раскольниках" была напечатана в журнале Московского юридического общества "Юридический вестник" (том XXI, Книга 4, апрель 1886, № 4)
|
Глава из сборника "Минеи: образец гимнографической литературы и средство формирования мировоззрения православных" под ред.Елены Потехиной и Александра Кравецкого.
|
«Летопись жизни протопопа Аввакума» — труд Владимира Ивановича Малышева, материал к которому он собирал фактически всю свою жизнь.
Материалы, найденные В. И. Малышевым, существенно дополняют известные до сих пор источники по истории начального старообрядческого движения XVII в., собранные в изданиях Н. И. Субботина и Я. Л. Барскова, позволяют по-новому комментировать и понимать текст «Жития».
|
Протопоп Аввакум — личность незаурядная и сложная. В нем сошлись, казалось бы, непримиримые противоположности: неуступчивый традиционализм и страстное стремление к свободе, преклонение перед буквой писания и редкое чувство текущего момента, суровый аскетизм и жажда практической деятельности. Ключевые понятия заявленной темы помогают, если не до конца объяснить парадоксальность этого феномена, то хотя бы сообщить ему доступную для научного анализа форму
|
В категории материалов: 207
Показано материалов: 81-100 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 10 11 » |
«Ты прощай, прощай, наш Тихий Дон, А тебе, царю, шельме, не за что, Через тебя иду во неволюшку, Во неволюшку, во Туретчину. Умирать буду – я и там умру, Если жив буду, я опять приду, Я опять приду на Кубань-реку...»
|
Исторический период 1906-1917 гг., то есть после принятия указа о веротерпимости (1905 г.) и указа, регламентировавшего нормы образования и действия старообрядческих общин (1906 г.), и вплоть до отмены каких-либо вероисповедных ограничений после Февральской революции 1917 г., может быть охарактеризован как период институциализации старообрядчества в условиях ограниченного общественного признания. Проблема притеснения/признания старообрядчества теперь зависела, главным образом, от позиции одного из трёх социальных субъектов: местного чиновничества; местного «православного» духовенства; прихожан православной церкви.
|
1996 год был отмечен знаменательным юбилеем - 150-летием присоединения к Церкви Христовой митрополита Босно-сараевского Амвросия, которое совершилось в 1846 году в селении Белая Криница на Буковине
|
Старообрядцы, приемлющие священство белокриницкой иерархии, пережили крупнейшее за последние годы событие духовной жизни - первый всемирный Освященный старообрядческий собор, который состоялся в селе Белая Криница 7 - 14 ноября 1996 г.
|
В последние годы заметна активизация деятельности старообрядцев всех согласий, в частности крупнейшего белокриницкого. В связи с этим вновь вызывается к жизни имя Федора Ефимовича Мельникова (1874-1960). Старообрядцы, авторы комментариев к нынешним переизданиям его работ, называют этого человека "выдающимся начетчиком", "публицистом и общественным деятелем" и даже "удивительной личностью".
|
Мы беседуем с заведующим историческим архивом старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси Александром Панкратовым, являющимся также уставщиком в одном из приходов Орехово-Зуевского района.* За плечами Александра Московское художественное училище памяти 1905 года и Историко-архивный институт (весьма редкое, если не единственное образование такого рода для молодого старообрядца).
|
Старообрядчество, или староверие, к сожалению, мало знакомо большей части современного общества. А между тем, Старая Вера - уникальное явление во всей истории мирового христианства. Мы постараемся вкратце рассказать об этой странице русской истории. Но сначала попробуем ответить на вопрос: что же представляла собой церковная реформа патриарха Никона и почему тысячи русских христиан отнеслись к ней столь неприязненно, предпочитая порой мучительную смерть следованию нововведениям?
|
В категории материалов: 207
Показано материалов: 101-120 |
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 10 11 » |
В категории материалов: 207
Показано материалов: 121-140 |
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 10 11 » |
В категории материалов: 207
Показано материалов: 141-160 |
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 10 11 » |
Очерк А.С.Пругавина "Запросы и проявления умственной жизни в расколе" был опубликован в журнале "Русская мысль", 1884, Год пятый, кн. I.
|
Первые самосожжения, произошедшие в конце XVII в. (1), взбудоражили умы современников. Эти «гари» оказались самыми массовыми в истории России, они послужили основой для эпидемии «огненной смерти», продолжавшейся в России в течение всего XVIII в., включая и те благословенные времена, когда преследование старообрядцев заметно ослабло (2). Духовная и светская власти России ответили на новое проявление недовольства в традиционном духе: после краткого замешательства (чем можно напугать стремящихся к смерти?) начались казни проповедников самосожжений и ещё более жестокие гонения. В старообрядческой среде быстрым ответом на этот своеобразный вызов стало внимательное изучение аргументов самосожигателей. Вскоре весьма непростой с богословской точки зрения вопрос о допустимости самосожжений и иных форм самоубийства стал одной из центральных тем в дискуссиях старообрядческих наставников (3).
|
Систематический указатель русской литературы о расколе-старообрядчестве
|
Документальный фильм "Раскол" был снят Ленинградской студией документальных фильмов по заказу Гостелерадио СССР
В категории материалов: 207
Показано материалов: 161-180 |
Страницы: « 1 2 ... 7 8 9 10 11 » |
Фильм "Распечатанные алтари" был снят в 2005 году, к 100-летию провозглашения свободы совести в России и 100-летию распечатания алтарей Рогожских храмов
|
Документальный фильм "Капиталы старообрядцев" из цикла "Русское экономическое чудо"
|
Сазонова Наталия Ивановна, кандидат исторических наук, доцент Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), занимается исследованием книжной справы при патр. Никоне. Главным образом это справа Требника и Часослова. Справа рассматривается с филологической, семиотической, культорологической и богословской точек зрения.
|
Впервые опубликовано: Отечественная история. – 2005. – № 5. – С.78 – 90.
|
Статья посвящена анализу разработки и обсуждения законопроекта о старообрядческих общинах. Подробно рассматриваются дебаты в Государственной думе (1909), посвящённые судьбе указанного законопроекта. Статья базируется на официальных документах и стенографических отчётах заседаний Государственной думы. Особое внимание уделено деятельности Д.В. Сироткина – одного из основателей общероссийского старообрядческого движения. Описываются отношения между старообрядцами и отдельными фракциями Государственной думы.
|
Стоит отметить, что не во всех епархиях Съезды проводились достаточно регулярно. Наиболее часто проводились они в Нижегородско-Костромской, Томской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уральской, Одесско-Бессарабской и Петроградско-Тверской епархиях.
|
Общий смысл сопоставления и сравнения Библейского Исхода иудеев и рассеяния русских староверов по Руси после реформ патриарха Никона в середине XVII в. извлекается из самой библейской книги "Исход" и заложен в этимологии и внутреннем наполнении этого слова.
|
(Доклад, прочитанный 18.10.2007. в Православно-историческом клубе, Южно-Сахалинск)
|
Последним в истории традиционного старообрядческого крестьянства стал XX век. Время с 1905 по 1917 год называют «золотым веком» старообрядчества. По «Указу об укреплении начал веротерпимости-, изданному в 1905 году, староверы получили довольно много экономических и политических свобод, чем мгновенно воспользовались.
|
Есть ли все же тайны в старой вере? Есть, конечно. Старообрядчество – сложнейшее историческое и социальное явление. Я думаю, что до настоящего понимания «мужицкой веры» еще очень и очень далеко. И мои рассуждения тематически намеренно сужены, это попытка показать естественнонаучный аспект старообрядчества. Поэтому просьба не ругать за то, что я не отобразила то-то и то-то. Другие отобразят. А я попытаюсь отобразить то, что думаю я, физик. Почему-то сразу предполагается атеистический взгляд. Это совершенно неверно.
|
«Сущий иероглиф для ума образованного человека» - так не без раздражения отзывался о крестьянстве Карл Маркс. Крестьянство очень плохо встраивалось в стройную научную систему, созданную Марксом. Но, коль скоро оно существовало в реальной жизни, значит, в системе был некий дефект? Это – то и служило основой раздражения великого экономиста. В Европе всегда существовал некий зазор между крестьянами и образованными людьми. Что уж говорить о России, где этот зазор превратился буквально в пропасть. Крестьяне казались обломком прошлого, диким, отсталым, совершенно другим народом. Эту дикость следовало искоренять, прививать культурные привычки, изменять систему отношений. Реформы, проводившиеся непоследовательно, скользили по поверхности, а последовательно проведенная коллективизация просто уничтожала крестьянство как экономически, так и морально.
|
В категории материалов: 207
Показано материалов: 181-200 |
Страницы: « 1 2 ... 8 9 10 11 » |
В 1666 году Московский Собор русских и греческих иерархов проклял старые церковные обряды и верных им христиан. Тогда ни один из епископов не посмел открыто выступить на стороне староверов. Старообрядческая Церковь временно лишилась архиерейского управления. Ее вдовство длилось 180 лет и завершилось в 1846 году присоединением к старообрядчеству греческого Митрополита Амвросия.
|
Первый Белокриницкий митрополит Амвросий не отрекся от староверия, несмотря на пожизненную ссылку. В этом году старообрядцы празднуют юбилей Белокриницкой иерархии. Первый старовереский митрополит Амвросий был незаурядной личностью.
|
Когда в начале Великого поста 1653 года Патриарх Никон разослал по храмам Москвы указ о введении новых церковных обрядов, протопоп Иоанн Неронов, настоятель Казанского собора, что на Красной площади, затворился в келье кремлевского Чудова монастыря и в течение седмицы предавался непрестанной молитве. Как рассказывает в своем прославленном «Житии» протопоп Аввакум, В это время был ему голос от образа Спасова: «Время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!» Эти пророческие слова на несколько веков определили ход всей старообрядческой истории – вплоть до недавнего времени староверы «неослабно» страдали от притеснения светских и духовных властей.
|
Среди святых подвижников, почитаемых Русской Православной Старообрядческой Церковью, особое место принадлежит Иову Льговскому. Свою верность «древлему благочестию» он засвидетельствовал не исповедническим подвигом и мученической смертью, а иноческим смирением и пустынническим житием.
|
Политика Андриана с первого дня его правления вызывает жаркие споры. В чем ее суть? Насколько его курс соответствует старообрядческой традиции? Не явлется ли он скрытым обновленчеством? Не приведет ли он старообрядцев к подчиненному, зависимому положению от светских властей и РПЦ? К каким конкретным результатам она, вероятнее всего, может привести? А после смерти митрополита возникает еще один вопрос: каковы перспективы продолжения политики Андриана, когда его не стало? В этой статье я попытаюсь проанализировать ситуацию и ответить на эти вопросы.
|
Часто из поля зрения исследователей совершенно выпадает такое сложное и многогранное явление христианской культуры, как староверие. Об этом нельзя забывать, когда речь заходит о российской поликонфессиональности накануне революции. Староверие было очевидной альтернативой для немалой части русского народа. Более того, оно продолжает жить, развиваться и стремится занять подобающее место в духовном и культурном бытии современной России.
|
Теперь постараемся найти ответ на второй вопрос: что стало со старообрядцами при большевиках?
|
Со времен церковной реформы патриарха Никона, более чем 300-летний период своей истории русские старообрядцы всегда считали периодом “безвременья”. Подобные взгляды и сопутствующие им эсхатологические представления о “конце света” полевые источники фиксируют и сегодня. Собственно к категории “настоящего времени” относится весь временной период после никоновской реформы. Это объясняет ту, свойственную старообрядцам, особенность рассказывать о событиях многовековой давности как будто бы они произошли только вчера.
|
Текст приводится по списку, хранящемуся в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург) и опубликованному в издании: Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования (СПб, 1990).
|
Сегодня исследователи пытаются уточнить масштабы экономического могущества старообрядчества. Некоторые полагают, что староверы владели 60% или даже 75% капиталов дореволюционной России. Другие избегают конкретных цифр, но подтверждают, что старообрядческое предпринимательство в начале XX в. «стало вершителем судеб многих наиболее современных и технологичных отраслей русской промышленности».
|
Особая роль регулятора в функционировании ссудного и сбытового механизма отводилась общинам крупных торгово-промышленных центров, становившихся ядрами национальных макроструктур, объединяющим звеном которых была Макарьевская ярмарка, названная в честь монастыря Макария Желтоводского и выросшая из окрестных старообрядческих сел Лысково, Павлове, Семеновское и др.
|
В категории материалов: 207
Показано материалов: 201-207 |
Страницы: « 1 2 ... 9 10 11 |
нынешнем году старообрядцы отмечают 100 лет со дня провозглашения свободы вероисповедания в Росии. На нашем сайте было опубликовано немало материалов, посвященных этому юбилею. Сегодня предлагаем нашим посетителям взглянуть на Указ 1905 г. глазами староверов начала 30-х гг. ХХ в.
В 1930 г. в Латвии был издан Церковный календарь - прообраз нынешних старообрядческих календарей. На обложке указано: "Издание председателя Духовной Комиссии старообрядцев Латвии наставника А.И.Екимова". К этому времени Календарь издавался уже четвертый год.
В Календаре была опубликована статья, посвященная 25-летию с момента выхода Указа 1905 г. "Об укреплении начал веротерпимости". Материал предоставил администратор нашего сайта.
|
(«выгонки» беглых из-за польской границы в 30-х годах XVIII в. и распространение старообрядчества)
|
Мощным толчком к изучению отечественных церковных древностей послужила реформа патриарха Никона середины XVII века. Свидетельства памятников художественной и материальной культуры в доказательство своей правоты привлекали обе стороны конфессионального спора, однако наибольших успехов на этом поприще достигли старообрядцы: их собирательство и знаточество "послужили важным подспорьем становлению научных знаний о древнерусском искусстве и церковной материальной культуре" [Беляев 1998:434].
|
Подробная запись заседаний показывает, какое активное участии принимали соборяне в решении поставленных вопросов, как свободно и часто они обращались к книге, приводили на память правила и давали точные отсылки.
|
Допуская некоторые компромиссы в вопросах несущественных, старообрядцы ревностно сохраняли свою приверженность дореформенному православию. Верность этому основополагающему принципу вовсе не требовала самоизоляции. Как оказалось, старая вера вполне могла не только существовать, но и развиваться в новых условиях имперской России.
|
|
|
|
|