panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Информация / Мы / ДОКУМЕНТЫ ПАНЛОГА / 2022-01-24 Как конструировать Панлог-вселенную? /

2022-01-24 Как конструировать Панлог-вселенную?2022-01-24 Как конструировать Панлог-метавселенную?



Как конструировать Панлог-метавселенную?

Знаменитый английский медиа-придумщик Чарли Брукер (род. 3 марта 1971 г. в Рединге в квакерской семье) художественно предвосхитил нынешние метавселенные в сериале «Черное зеркало» (Black Mirror, 2011-2019), отталкиваясь наряду с прочим от виртуальных возможностей компьютерных игр и триумфа кинотрилогии «Матрица». Из его 22 остроумных и занимательных эпизодов особенно впечатляют своими предвосхищениями Эпизод 3 «История всей твоей жизни» (The Entire History of You, 2011), Эпизод 4 «Я скоро вернусь» (Be Right Back, 2013), Эпизод 9 «Игровой тест» (Playtest, 2016), Эпизод 11 «Сан-Джунипер» (San Junipero, 2016), Эпизод 14 «USS Каллистер» (USS Callister, 2017), Эпизод 15 «Аркангел» (Arkangel, 2017), Эпизод 19 «Черный музей» (Black Museum, 2017), Эпизод 20 «Бросок гадюки» (Striking Vipers, 2019), Эпизод 22 «Рэйчел, Джек и Эшли Два» (Rachel, Jack and Ashley Two, 2019), интерактивный фильм «Брандашмыг» (Bandersnatch, 2018). 

Особенно обратил внимание на Эпизод 15 «Аркангел», который во многом напоминает ситуацию с южнокореянкой Джан Джи Сун, которая заплатила 70 тыс долларов, чтобы программисты в феврале 2019 года обеспечили ей общение в виртуальном мире с как бы живой аватарой умершей семилетней дочерью https://www.youtube.com/watch?v=U_Ukn7LSLQY.    

Ниже — о виртуальных метавселенных, запущенных три месяца назад, и скоро их, как и компьютерных игр, будет много, каждому по вкусу, и можно будет блуждать в них сколько влезет, как ныне в соцсетях. Можно ли сконструировать такую единую метавселенную, которая ограничивала бы полёт фантазии в стиле Чарли Брукера и помогала бы реальным людям не уходить от действительности, а теснее включаться в неё? 

Ограничителем должно стать прошлое, зафиксированное в исторических источниках, археологических артефактах, верифицируемых гипотетических реконструкциях. Ясно, что прошлое воспринимается разными людьми и разными обществами по-разному в зависимости от религии, этнической пристрастности, того или иного «изма», а также от темперамента, характера и способности к воображению. Но есть изначальная для всего человечества Правая Вера, которая исходит из «считанной» с направляющей мир Архипрограммы бытия сущего (Логос в Евангелии от Иоанна 1:1-5) интуиции или предвидения высшего акта рукотворного Богосаможертвоприношения, сопрягающего Точку Омега Конца с Точкой Альфа Начала (Круг Времени = Вечное Возвращение). Поэтому высший смысл и высший долг человечества — свершить этот акт и тем самым «переформатировать» жесткий диск бытия сущего: «Сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Апокалипсис 21:5). Очевидно, чтобы сопрячь будущий космический цикл с прошлым (то есть с нашим нынешним), абсолютно необходимо «воскресить» прошедшие эоны, эры, тысячелетия, века, годы, дни как можно «точнее», с учётом всей верифицированной информации. Таков смысл «воскрешения мёртвых» в Судный День, предваряющий «конец мира». Воскрешение нужно для верификации «новой» Архипрограммы бытия сущего, составляемой Сплотом Правоверных и запускаемой в космическом оргазме «брачной вечери» Агнца, «закланного от создания мира» (Апокалипсис 19:9; 13:8). У Агнца — «Книга Жизни», и формирующийся в наши дни Сплот Правоверных призван исполнить высший долг человечества с помощью тоже рукотворного средства — информационно-репутационной всемирной универсальной системы Панлог http://panlog.com как земного воплощения небесной Книги Жизни.

Изначальная Правая Вера в современном изводе вбирает в себя и интегрирует под общим знаменателем высшего акта и высшей цели Богосаможертвоприношения откровения пророков и вероучителей, прозрения поэтов и мудрецов и открытия технософов и ИТ-гуру. Поэтому Правая Вера не антагонистична ни одной религии, ни одному этносу и ни одному «здоровому зародышу» какого-либо «изма», в какой бы грязной воде исторической реальности он ни функционировал. Вселенская Правая Вера — самая «толерантная» и самая адекватная и потому служит естественным «граничным условием» при конструировании правоверной Панлог-метавселенной.

Разумеется, каждый человек может из реала перейти в эту виртуальную Панлог-метавселенную и в ней общаться со своей аватарой и с аватарами родственников и других людей живых и умерших, причём в как можно более реальных декорациях. Произвола не будет, иначе как готовить мир к Судному Дню. Сейчас надо свершить апгрейд Панлога, созданного два десятилетия назад, снабдить его современным программным обеспечением виртуальной и дополненной реальности и задешево, а не за 70 тыс долларов, как в Южной Корее три года назад, создавать аватары желающих как виртуальные «вечные гробницы» и торговать ими, чтобы самофинансироваться. На такое обновление Панлога и создание на его основе зародыша всеобъемлющей единой и единственно-правоверной метавселенной требуется, по оценке айтишников, около 100 тыс долларов. 

Денис Бондарев в Интернет-издании «Сноб» пишет https://snob.ru/science/metavselennj-chto-ob-etom-nuzhno-znat/?utm_source=gravitec&utm_medium=push&utm_campaign=

Все говорят о метавселенной. Что об этом нужно знать?

РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Количество запросов в Google по слову «метавселенная» (metaverse) в конце прошлого года выросло в сотню раз, а новости на эту тему появляются чуть ли не каждый день. «Сноб» рассказывает главное о грандиозном проекте, за реализацию которого уже взялись IT-корпорации и который обещает в корне изменить нашу жизнь  (21 ЯНВАРЯ 2022 16:54):

Фото: David McNew / Getty Images1 

Метавселенная — это вообще что?

Само слово придумал писатель Нил Стивенсон — и использовал его в романе «Лавина» в 1992 году. Так он обозначил основное место действия — пересечение виртуального и реального миров. 

Сейчас метавселенной называют масштабный проект по созданию виртуального пространства, в котором можно будет взаимодействовать с другими людьми и цифровыми объектами. В результате должно получиться что-то вроде расширенного, объемного интернета.

Реализацией проекта занимаются IT-корпорации и крупные разработчики игр. Подключаться к метавселенной можно будет через устройства виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, а также через обычные компьютеры и мобильные устройства.

2 

Метавселенная — то же самое, что альтернативная реальность?

В сегодняшней концепции метавселенная — это не параллельный мир, а дополнение существующего. В ней можно будет, скажем, отправиться на онлайн-выступление Билли Айлиш из любой точки планеты, и в какой-то момент сделать виртуальную действительность полупрозрачной, чтобы посмотреть, чем занят ваш ребенок, ползающий в это время по ковру в реальной квартире.

Подобие метавселенной было показано в фильме «Матрица». Более современное и точное описание идеи есть в сериале «Черное зеркало». В серии «Белое Рождество» герои перемещаются между виртуальным и реальным миром и в последнем постоянно используют «умные линзы», которые «достраивают» реальность. Другой фильм, события в котором разворачиваются в метавселенной, — «Первому игроку приготовиться». Там главный герой сражается, играет, зарабатывает и теряет деньги, танцует и общается в виртуальном мире. В реальный он возвращается скорее по необходимости.

3 

Метавселенная уже существует?

Полноценно — нет, но есть несколько платформ, которые довольно близки к ее созданию, например, трехмерный виртуальный мир Second Life и игра Fortnite.

Second Life была запущена в 2003 году, четыре года спустя к ней присоединились порядка 1 миллиона человек. Сегодня в игре около 750 тысяч активных пользователей ежемесячно. Создав аватар, вы оказываетесь в мире, где нет прописанного сюжета, необходимости проходить задания или набирать очки. Игроку предоставляется свобода действий: в Second Life можно жениться, заводить детей, устраиваться на работу, получать стипендии и покупать недвижимость. Цена на последнюю, к слову, постоянно меняется, за счет чего в 2006 году пользователь Айлин Греф из Германии заработала 1 миллион реальных долларов.

Fortnite — это игра в жанре «королевская битва», где в каждый из виртуальных миров забрасывается до 100 игроков. Они добывают оружие и ресурсы и стараются выжить. Задача — победить остальных участников и остаться на игровой карте одному. Но кроме этого игроки могут общаться или развлекаться — например, сходить на концерт. Так, в 2020 году виртуальное выступление Трэвиса Скотта в Fortnite, которое одновременно транслировалось во множестве миров игры, посетили 12 миллионов человек. 

В Fortnite можно покупать одежду люксовых брендов, костюмы из вселенной Marvel и DC. В одном из модов игры пользователи могут как угодно менять игровой мир. В 2020 году у Fortnite было больше 80 миллионов активных игроков ежемесячно, в 2018 и 2019 она становилась самой прибыльной игрой в мире.

4 

Хорошо, а кто разрабатывает метавселенные?

В октябре 2021 года о создании метавселенной объявил глава Facebook Марк Цукерберг. Тогда же он анонсировал выпуск в 2022 году новой специальной VR-гарнитуры. Устройство позволит удерживать зрительный контакт с другими аватарами и передавать эмоции пользователей с высокой точностью, а еще — видеть одновременно объекты и виртуальной, и обычной реальности. Процесс трансформации компании из соцсети в оператора метавселенной, как утверждается, займет пять лет.

Вслед за Facebook о создании метавселенной заявила Microsoft. В январе компания купила Activision Blizzard — одного из лидеров индустрии гейминга, который создал игру World of Warcraft, и это большой шаг корпорации в сторону метавселенной. Google и Apple также работают над подобными проектами.

5 

И что мне делать в метавселенной?

Предполагается, что в виртуальной реальности можно будет делать все то же, что и в жизни, но и много необычного — от левитации и создания предметов с помощью голосовых команд до путешествий в миры прошлого и превращения в различных существ. Вне виртуального мира объекты и вообще все происходящее в метавселенной можно будет вывести на экран смартфона, компьютера или, например, на панель очков дополненной реальности.

У пользователя будет один или несколько цифровых аватаров, с помощью которых он сможет перемещаться между многочисленными мирами, чтобы общаться, учиться, делать покупки, работать и путешествовать. Товар (точнее, его проекцию) перед покупкой можно будет покрутить в руках, а оформляя туристическую путевку — мгновенно оказаться там, куда вы собираетесь поехать. А еще один аватар сможет участвовать в разных играх и быстро переключаться между ними. По крайней мере, в теории все должно быть примерно так.

6 

Что можно будет купить в метавселенной?

Многое — от брендированной одежды до недвижимости. Ferrari, например, недавно выпустила цифровой автомобиль для Fortnite, a Balenciaga — одежду и обувь. И это не единичные случаи, многие бренды — как премиальные, так и массовые — подключаются к виртуальной торговле. К слову, виртуальное имущество можно будет условно взять с собой в реальность — увидеть или показать его легко с помощью AR и на экранах устройств.

7 

А чем расплачиваться за покупки?

Какая именно валюта будет использоваться в метавселенной, пока неизвестно, но вряд ли она будет единой. Вероятно, будет распространена криптовалюта, а в разных мирах будет и своя внутренняя.

Каждому продаваемому в цифровом пространстве объекту будет присвоен свой NFT-токен — метка, которая за счет технологии блокчейн будет подтверждать подлинность цифрового товара. Для продажи цифрового контента важно, чтобы предметы в метавселенной могли свободно перемещаться между мирами, созданными на различных платформах. Сделать это не проще, чем обеспечить работоспособность приложений из AppStore на Windows.

8 

В метавселенной можно зарабатывать?

Да. Например, за счет создания и продажи различных объектов цифрового мира, преподавания, а также работы в сфере развлечений. Скорее всего, в метавселенную «переедет» и часть реальной работы: мессенджеры и документы, таск-менеджеры и веб-страницы — у всего будет объемная виртуальная версия. В метавселенных, вероятно, появится много новых профессий и гигантский рынок труда — как для создателей этого контента, так и для его пользователей.

9 

Метавселенные принесут только пользу?

Планы создания метавселенной вызвали немало критики: от того, что у Facebook нет достаточных технических компетенций для запуска такого проекта, до неопределенности подхода к созданию платформы, на которую пока нет реального спроса. Кроме того, никто пока не понимает, как в цифровом пространстве, которое предоставляет максимальную свободу, обеспечить защиту от оскорбительного поведения и харассмента.

Другое опасение этическое — захотят ли люди возвращаться в реальный мир из виртуального, скорее всего, еще более привлекательного, чем мир компьютерных игр и современных социальных сетей? В 2020 году венчурный инвестор и один из ведущих идеологов метавселенной Мэтью Болл писал: «Речь о том, что [в метавселенной] мы будем находиться внутри компьютера, а не просто будем иметь к нему доступ. Мы будем онлайн всегда, вместо того чтобы всегда иметь доступ к онлайн-миру». С одной стороны, такой цифровой мир начнет еще больше вытеснять реальный, а с другой — будет очень хорошо монетизироваться.

10 

Почему метавселенную не запускают прямо сейчас?

Нужно здорово усовершенствовать ряд технологий, за счет которых метавселенная будет работать: высокоскоростной передачи данных, AR и VR, облачных хранилищ, блокчейна и других. Многие эксперты считают, что на это уйдет десятилетие, а то и больше. 

Еще одна сложность заключается в том, чтобы объединить протоколы и стандарты разных цифровых платформ: чтобы продукты, созданные для миров метавселенной условного Microsoft, работали и в мирах условного Facebook.

Кто и как будет отслеживать в метавселенных радикальный или недопустимый контент или поведение пользователей, пока не ясно. Вопрос о том, как цензурирование контента будет сочетаться с приватностью в цифровом мире, пока тоже остается без ответа.

Предсказать, во что превратится проект метавселенной и получит ли он полноценное развитие, практически невозможно. Так же как в 1980-х невозможно было предвидеть развитие интернета к 2022 году.

Подготовил Денис Бондарев

Как конструировать Панлог-метавселенную?

Знаменитый английский медиа-придумщик Чарли Брукер (род. 3 марта 1971 г. в Рединге в квакерской семье) художественно предвосхитил нынешние метавселенные в сериале «Черное зеркало» (Black Mirror, 2011-2019), отталкиваясь наряду с прочим от виртуальных возможностей компьютерных игр и триумфа кинотрилогии «Матрица». Из его 22 остроумных и занимательных эпизодов особенно впечатляют своими предвосхищениями Эпизод 3 «История всей твоей жизни» (The Entire History of You, 2011), Эпизод 4 «Я скоро вернусь» (Be Right Back, 2013), Эпизод 9 «Игровой тест» (Playtest, 2016), Эпизод 11 «Сан-Джунипер» (San Junipero, 2016), Эпизод 14 «USS Каллистер» (USS Callister, 2017), Эпизод 15 «Аркангел» (Arkangel, 2017), Эпизод 19 «Черный музей» (Black Museum, 2017), Эпизод 20 «Бросок гадюки» (Striking Vipers, 2019), Эпизод 22 «Рэйчел, Джек и Эшли Два» (Rachel, Jack and Ashley Two, 2019), интерактивный фильм «Брандашмыг» (Bandersnatch, 2018). 

Особенно обратил внимание на Эпизод 15 «Аркангел», который во многом напоминает ситуацию с южнокореянкой Джан Джи Сун, которая заплатила 70 тыс долларов, чтобы программисты в феврале 2019 года обеспечили ей общение в виртуальном мире с как бы живой аватарой умершей семилетней дочерью https://www.youtube.com/watch?v=U_Ukn7LSLQY.    

Ниже — о виртуальных метавселенных, запущенных три месяца назад, и скоро их, как и компьютерных игр, будет много, каждому по вкусу, и можно будет блуждать в них сколько влезет, как ныне в соцсетях. Можно ли сконструировать такую единую метавселенную, которая ограничивала бы полёт фантазии в стиле Чарли Брукера и помогала бы реальным людям не уходить от действительности, а теснее включаться в неё? 

Ограничителем должно стать прошлое, зафиксированное в исторических источниках, археологических артефактах, верифицируемых гипотетических реконструкциях. Ясно, что прошлое воспринимается разными людьми и разными обществами по-разному в зависимости от религии, этнической пристрастности, того или иного «изма», а также от темперамента, характера и способности к воображению. Но есть изначальная для всего человечества Правая Вера, которая исходит из «считанной» с направляющей мир Архипрограммы бытия сущего (Логос в Евангелии от Иоанна 1:1-5) интуиции или предвидения высшего акта рукотворного Богосаможертвоприношения, сопрягающего Точку Омега Конца с Точкой Альфа Начала (Круг Времени = Вечное Возвращение). Поэтому высший смысл и высший долг человечества — свершить этот акт и тем самым «переформатировать» жесткий диск бытия сущего: «Сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Апокалипсис 21:5). Очевидно, чтобы сопрячь будущий космический цикл с прошлым (то есть с нашим нынешним), абсолютно необходимо «воскресить» прошедшие эоны, эры, тысячелетия, века, годы, дни как можно «точнее», с учётом всей верифицированной информации. Таков смысл «воскрешения мёртвых» в Судный День, предваряющий «конец мира». Воскрешение нужно для верификации «новой» Архипрограммы бытия сущего, составляемой Сплотом Правоверных и запускаемой в космическом оргазме «брачной вечери» Агнца, «закланного от создания мира» (Апокалипсис 19:9; 13:8). У Агнца — «Книга Жизни», и формирующийся в наши дни Сплот Правоверных призван исполнить высший долг человечества с помощью тоже рукотворного средства — информационно-репутационной всемирной универсальной системы Панлог http://panlog.com как земного воплощения небесной Книги Жизни.

Изначальная Правая Вера в современном изводе вбирает в себя и интегрирует под общим знаменателем высшего акта и высшей цели Богосаможертвоприношения откровения пророков и вероучителей, прозрения поэтов и мудрецов и открытия технософов и ИТ-гуру. Поэтому Правая Вера не антагонистична ни одной религии, ни одному этносу и ни одному «здоровому зародышу» какого-либо «изма», в какой бы грязной воде исторической реальности он ни функционировал. Вселенская Правая Вера — самая «толерантная» и самая адекватная и потому служит естественным «граничным условием» при конструировании правоверной Панлог-метавселенной.

Разумеется, каждый человек может из реала перейти в эту виртуальную Панлог-метавселенную и в ней общаться со своей аватарой и с аватарами родственников и других людей живых и умерших, причём в как можно более реальных декорациях. Произвола не будет, иначе как готовить мир к Судному Дню. Сейчас надо свершить апгрейд Панлога, созданного два десятилетия назад, снабдить его современным программным обеспечением виртуальной и дополненной реальности и задешево, а не за 70 тыс долларов, как в Южной Корее три года назад, создавать аватары желающих как виртуальные «вечные гробницы» и торговать ими, чтобы самофинансироваться. На такое обновление Панлога и создание на его основе зародыша всеобъемлющей единой и единственно-правоверной метавселенной требуется, по оценке айтишников, около 100 тыс долларов. 

Денис Бондарев в Интернет-издании «Сноб» пишет https://snob.ru/science/metavselennj-chto-ob-etom-nuzhno-znat/?utm_source=gravitec&utm_medium=push&utm_campaign=

Все говорят о метавселенной. Что об этом нужно знать?

РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Количество запросов в Google по слову «метавселенная» (metaverse) в конце прошлого года выросло в сотню раз, а новости на эту тему появляются чуть ли не каждый день. «Сноб» рассказывает главное о грандиозном проекте, за реализацию которого уже взялись IT-корпорации и который обещает в корне изменить нашу жизнь  (21 ЯНВАРЯ 2022 16:54):

Фото: David McNew / Getty Images1 

Метавселенная — это вообще что?

Само слово придумал писатель Нил Стивенсон — и использовал его в романе «Лавина» в 1992 году. Так он обозначил основное место действия — пересечение виртуального и реального миров. 

Сейчас метавселенной называют масштабный проект по созданию виртуального пространства, в котором можно будет взаимодействовать с другими людьми и цифровыми объектами. В результате должно получиться что-то вроде расширенного, объемного интернета.

Реализацией проекта занимаются IT-корпорации и крупные разработчики игр. Подключаться к метавселенной можно будет через устройства виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, а также через обычные компьютеры и мобильные устройства.

2 

Метавселенная — то же самое, что альтернативная реальность?

В сегодняшней концепции метавселенная — это не параллельный мир, а дополнение существующего. В ней можно будет, скажем, отправиться на онлайн-выступление Билли Айлиш из любой точки планеты, и в какой-то момент сделать виртуальную действительность полупрозрачной, чтобы посмотреть, чем занят ваш ребенок, ползающий в это время по ковру в реальной квартире.

Подобие метавселенной было показано в фильме «Матрица». Более современное и точное описание идеи есть в сериале «Черное зеркало». В серии «Белое Рождество» герои перемещаются между виртуальным и реальным миром и в последнем постоянно используют «умные линзы», которые «достраивают» реальность. Другой фильм, события в котором разворачиваются в метавселенной, — «Первому игроку приготовиться». Там главный герой сражается, играет, зарабатывает и теряет деньги, танцует и общается в виртуальном мире. В реальный он возвращается скорее по необходимости.

3 

Метавселенная уже существует?

Полноценно — нет, но есть несколько платформ, которые довольно близки к ее созданию, например, трехмерный виртуальный мир Second Life и игра Fortnite.

Second Life была запущена в 2003 году, четыре года спустя к ней присоединились порядка 1 миллиона человек. Сегодня в игре около 750 тысяч активных пользователей ежемесячно. Создав аватар, вы оказываетесь в мире, где нет прописанного сюжета, необходимости проходить задания или набирать очки. Игроку предоставляется свобода действий: в Second Life можно жениться, заводить детей, устраиваться на работу, получать стипендии и покупать недвижимость. Цена на последнюю, к слову, постоянно меняется, за счет чего в 2006 году пользователь Айлин Греф из Германии заработала 1 миллион реальных долларов.

Fortnite — это игра в жанре «королевская битва», где в каждый из виртуальных миров забрасывается до 100 игроков. Они добывают оружие и ресурсы и стараются выжить. Задача — победить остальных участников и остаться на игровой карте одному. Но кроме этого игроки могут общаться или развлекаться — например, сходить на концерт. Так, в 2020 году виртуальное выступление Трэвиса Скотта в Fortnite, которое одновременно транслировалось во множестве миров игры, посетили 12 миллионов человек. 

В Fortnite можно покупать одежду люксовых брендов, костюмы из вселенной Marvel и DC. В одном из модов игры пользователи могут как угодно менять игровой мир. В 2020 году у Fortnite было больше 80 миллионов активных игроков ежемесячно, в 2018 и 2019 она становилась самой прибыльной игрой в мире.

4 

Хорошо, а кто разрабатывает метавселенные?

В октябре 2021 года о создании метавселенной объявил глава Facebook Марк Цукерберг. Тогда же он анонсировал выпуск в 2022 году новой специальной VR-гарнитуры. Устройство позволит удерживать зрительный контакт с другими аватарами и передавать эмоции пользователей с высокой точностью, а еще — видеть одновременно объекты и виртуальной, и обычной реальности. Процесс трансформации компании из соцсети в оператора метавселенной, как утверждается, займет пять лет.

Вслед за Facebook о создании метавселенной заявила Microsoft. В январе компания купила Activision Blizzard — одного из лидеров индустрии гейминга, который создал игру World of Warcraft, и это большой шаг корпорации в сторону метавселенной. Google и Apple также работают над подобными проектами.

5 

И что мне делать в метавселенной?

Предполагается, что в виртуальной реальности можно будет делать все то же, что и в жизни, но и много необычного — от левитации и создания предметов с помощью голосовых команд до путешествий в миры прошлого и превращения в различных существ. Вне виртуального мира объекты и вообще все происходящее в метавселенной можно будет вывести на экран смартфона, компьютера или, например, на панель очков дополненной реальности.

У пользователя будет один или несколько цифровых аватаров, с помощью которых он сможет перемещаться между многочисленными мирами, чтобы общаться, учиться, делать покупки, работать и путешествовать. Товар (точнее, его проекцию) перед покупкой можно будет покрутить в руках, а оформляя туристическую путевку — мгновенно оказаться там, куда вы собираетесь поехать. А еще один аватар сможет участвовать в разных играх и быстро переключаться между ними. По крайней мере, в теории все должно быть примерно так.

6 

Что можно будет купить в метавселенной?

Многое — от брендированной одежды до недвижимости. Ferrari, например, недавно выпустила цифровой автомобиль для Fortnite, a Balenciaga — одежду и обувь. И это не единичные случаи, многие бренды — как премиальные, так и массовые — подключаются к виртуальной торговле. К слову, виртуальное имущество можно будет условно взять с собой в реальность — увидеть или показать его легко с помощью AR и на экранах устройств.

7 

А чем расплачиваться за покупки?

Какая именно валюта будет использоваться в метавселенной, пока неизвестно, но вряд ли она будет единой. Вероятно, будет распространена криптовалюта, а в разных мирах будет и своя внутренняя.

Каждому продаваемому в цифровом пространстве объекту будет присвоен свой NFT-токен — метка, которая за счет технологии блокчейн будет подтверждать подлинность цифрового товара. Для продажи цифрового контента важно, чтобы предметы в метавселенной могли свободно перемещаться между мирами, созданными на различных платформах. Сделать это не проще, чем обеспечить работоспособность приложений из AppStore на Windows.

8 

В метавселенной можно зарабатывать?

Да. Например, за счет создания и продажи различных объектов цифрового мира, преподавания, а также работы в сфере развлечений. Скорее всего, в метавселенную «переедет» и часть реальной работы: мессенджеры и документы, таск-менеджеры и веб-страницы — у всего будет объемная виртуальная версия. В метавселенных, вероятно, появится много новых профессий и гигантский рынок труда — как для создателей этого контента, так и для его пользователей.

9 

Метавселенные принесут только пользу?

Планы создания метавселенной вызвали немало критики: от того, что у Facebook нет достаточных технических компетенций для запуска такого проекта, до неопределенности подхода к созданию платформы, на которую пока нет реального спроса. Кроме того, никто пока не понимает, как в цифровом пространстве, которое предоставляет максимальную свободу, обеспечить защиту от оскорбительного поведения и харассмента.

Другое опасение этическое — захотят ли люди возвращаться в реальный мир из виртуального, скорее всего, еще более привлекательного, чем мир компьютерных игр и современных социальных сетей? В 2020 году венчурный инвестор и один из ведущих идеологов метавселенной Мэтью Болл писал: «Речь о том, что [в метавселенной] мы будем находиться внутри компьютера, а не просто будем иметь к нему доступ. Мы будем онлайн всегда, вместо того чтобы всегда иметь доступ к онлайн-миру». С одной стороны, такой цифровой мир начнет еще больше вытеснять реальный, а с другой — будет очень хорошо монетизироваться.

10 

Почему метавселенную не запускают прямо сейчас?

Нужно здорово усовершенствовать ряд технологий, за счет которых метавселенная будет работать: высокоскоростной передачи данных, AR и VR, облачных хранилищ, блокчейна и других. Многие эксперты считают, что на это уйдет десятилетие, а то и больше. 

Еще одна сложность заключается в том, чтобы объединить протоколы и стандарты разных цифровых платформ: чтобы продукты, созданные для миров метавселенной условного Microsoft, работали и в мирах условного Facebook.

Кто и как будет отслеживать в метавселенных радикальный или недопустимый контент или поведение пользователей, пока не ясно. Вопрос о том, как цензурирование контента будет сочетаться с приватностью в цифровом мире, пока тоже остается без ответа.

Предсказать, во что превратится проект метавселенной и получит ли он полноценное развитие, практически невозможно. Так же как в 1980-х невозможно было предвидеть развитие интернета к 2022 году.

Подготовил Денис Бондарев