panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Общее, история, памятное / ИСТОРИЯ / Цветков Сергей Э. 2018-08-03 Можайск - древний форпост Русской земли https://sergeytsvetkov.livejournal.com/768204.html /

Цветков Сергей Э. 2018-08-03 Можайск - древний форпост Русской земли https://sergeytsvetkov.livejournal.com/768204.htmlЦветков Сергей Э. 2018-08-03 Можайск - древний форпост Русской земли https://sergeytsvetkov.livejournal.com/768204.html



Можайск — древний форпост Русской земли
sergeytsvetkov
Можайск — город, у которого, увы, всё в прошлом. Трудно поверить, но в XVI—XVII вв. в нём насчитывалось 76 церквей и 16 монастырей. Сегодня — 3 храма и одна обитель. Это к вопросу, куда подевалась наша история.

Город известен с 1231 года как владение смоленских князей. По поводу названия Можайска среди ученых нет единого мнения. Одни соотносят его со словом «межа» — граница, поскольку в древности город располагался на рубежах русских княжеств — Черниговского, Смоленского, а затем Московского. Согласно другой версии, племена балтов, жившие здесь в начале нашей эры, дали названия многим рекам в этом районе, в том числе и Можайке, что по-балтски будто бы означает — малая. Это название могло утвердиться и за городом, построенным на ее берегах. Наконец, третьи указывают на то, что в диалектах "можай" означает — сильный, могущественный (этот корень просматривается в слове вельможа, буквально — многомощный).

Издревле Можайск был известен как сильная крепость. Его древнейший кремль с деревянными стенами и башнями стоял на высоком холме, окруженном двойным кольцом водных преград — рек и болот. В 1620-х годах воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский построил в Можайске каменный кремль, по образцу московского Китай-города. На кремлёвской стене были установлены часы с боем. Выглядела можайская крепость примерно так




К сожалению, в конце XVIII в. кремль разобрали, и он сохранился только на городском гербе (1781).
Кто-то из художников дал маху: башен то 6, то 8.

Теперь на территории кремля стоят два собора.


Фоточки 2012 года, не обессудьте

Справа — древнейший Петропавловский собор. Выстроенный в XIV в. из белого камня, он два столетия спустя рухнул и был возобновлён в прежних формах, но — кирпичным. Слева — Никольский собор, построенный в 1849 г. в стиле русской псевдоготики на месте храма, обрушившегося четырмя годами ранее.

Вид захватывающий.







Купол Петропавлровского собора снят и реставрируется тут же, на церковном дворе.



С Никольским собором связано почитание знаменитой иконы святого Николы Можайского. Легенда рассказывает, что однажды, когда город осадили монголы, в небе появилось видение святителя Николая в ослепительном сиянии, вставшего над городским собором. В одной руке угодник Божий держал меч, готовый опуститься на головы врагов, а в другой образ Можайска в знак того, что город находится под его защитой. Если пофантазировать, то монголы должны были увидеть это жуткое зрелище примерно в этом ракурсе (вид с юга).



Убоявшись грозного вида небесного заступника, неприятель в страхе бежал. В честь этого события жители Можайска построили храм святого Николая и заказали особую икону с изображением святителя в том виде, в каком он явился врагам.



Немного позже появилось и скульптурное изображение Николы Можайского из дерева. Ныне этот образ, датируемый концом ХIV — началом ХV века, хранится в Государственной Третьяковской галерее.



Современный памятник св. Николаю Можайскому



Кстати, памятник воину-освободителю в центре города решён в том же стиле



Окончательно перейдя в 1493 году под руку московских князей, Можайск стал самым крупным городом и самой сильной крепостью на западных рубежах Московского государства. Не случайно, в это время родилась поговорка «загнать за Можай», то есть выбить врага за пределы Русской земли.

В историческом центре, на улице Красных партизан, находится еще одна городская достопримечательность — усадьба Хлебникова-Ролле. Её точное местонахождение желательно выяснить заранее, по карте, ибо местное население с трудом отвечает на вопрос, где находится искомая улица и усадьба. Одной молодой паре даже пришлось открыть глаза на существование в их городе такого дива.

Вот оно, ему бы хорошего реставратор, конечно, получилась бы конфетка.



В северной части города расположен Лужецкий Ферапонтов монастырь. Лучше сначала переехать через Москву-реку и полюбоваться видом с другого берега.



Потом уже начать более детальный осмотр.







Внутри храма, естественно, голые стены, с жалкими остатками фресок XVI в.





Монастырское кладбище тоже всё разгромлено. Вот у людей в 1920-х руки-то чесались...





А вот, в надгробной надписи — трагическая судьба: "Помещица из дворян Елизавета Павловна Остафьева... Жития ея было 33 года..."



Огибаем обитель по периметру.



Гуси-лебеди





И совсем хорошо.



Этот жеребёнок с ранчо, которое находится тут же.



Еще виды.





Москва-река



Рядом с монастырём - дом-музей художника С.Герасимова. Но он был закрыт. А место хорошее, на берегу реки.



Кстати, в двух шагах — святой источник, не премините отведать, вода вкуснейшая.
Больше ничего интересного обнаружить в Можайске не удалось. В центре, возле памятника воину, есть кафе "Шоколад", в нём прилично кормят, и не только шоколадом.
 

RECENT POSTS FROM THIS JOURNAL

  • Моя книжная лавка

    Здесь вы можете приобрести электронные версии моих книг. Разделы будут пополняться. Порядок приобретения: 1. Переведите средства на мою карту…

  • Новинка по низкой цене. В магазине не купишь!

    Цветков С. Э. Последняя война Российской империи. — М.: Редакционно-издательский центр «Классика», 2016. — 496 с., ил. ISBN…

  • Запасись чтением на лето!

    Друзья, для тех, кто привык проводить летний отпуск с книгой, могу предложить свои книги с автографом. Отправка почтой РФ. В Москве могу передать…

 
 
PROMO SERGEYTSVETKOV april 10, 2015 09:35 159
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
 
 
  •  
  • 1
  •  
"Трудно поверить, но в XVI—XVII вв. в нём насчитывалось 76 церквей и 16 монастырей. Сегодня — 3 храма и одна обитель. Это к вопросу, куда подевалась наша история." — какой-то странный способ определения успешности города. Вот если бы общество никак не менялось, и единственными источниками, формирующими наше знание об окружающем мире, так и оставались Библия и писания так называемых святых отцов, то вот тогда да. 

Edited at 2018-07-03 07:23 am (UTC)
Как-то православный публицист Кураев с негодованием писал:

"...Раньше бояре гордились тем, кто какой монастырь поддерживает. Сегодняшние бояре содержат спортивных гладиаторов..."

Да - времена изменились; и старые критерии могут уже не работать.....
Желательно, чтобы "бояре" содержали больницы, исследовательские центры и прочие реально социально значимые объекты. А нынешние "бояре" вполне себе с РПЦ законтачены.
Спасибо за столь яркий обзор. Сам не бывал там и вряд ли в ближайшем будущем побываю.

А разве Можайский удел не Иван Калита ещё примыслил, купив ярлык у хана Узбека?
Очень, очень рекомендую! Виды на соборы и с соборной площадки изумительны.

Первым присоединил Можайск к Москве Юрий Данилович в 1303 году. Но Дмитрий Донской в 1389 году завещал Можайск в удел сыну Андрею, с которого и начинается ряд независимых удельных князей Можайских.
Эх, были бы крылья...Или хотя бы золотая жила где-нибудь на даче.)))))


Спасибо, я вспомнил.
Юрий в 1303 г. захватил в плен Можайского князя Святослава, а затем, уже после убийства в 1306 г. такого же пленного Рязанского князя Константина, по совету брата Ивана (по некоторым версиям), помог всадить этого Можайского князя на Брянский удел. Так закончились независимые Можайские князья Смоленской линии.

Дальнейшая история удельных князей Можайских, потомков Дмитрия Ивановича, насколько я понимаю, уже не столь независима от Москвы.



Edited at 2018-07-03 09:32 am (UTC)
".... Литовско-московская война 1368—1372 годов — походы великого князя литовского Ольгерда на Московское княжество в 1368, 1370 и 1372 годах
Из-за невозможности дать отпор Ольгерду, Дмитрий Иванович послал к нему послов, прося не выгонять его из Москвы, обещая богатые дары, предлагая все что угодно. Великий князь Литовский простил Великого князя Московского, приняв богатые дары, примирившись, сел на коня и приставил к московской стене своё копьё и, возвращаясь назад, громким голосом сказал: «Князь Великий Московский! Помни, что копье литовское стояло под Москвою». После этого, установив границу по Можайск и Коломну, с большой добычей и полоном вернулся в Литву...."


То есть Можайск был пограничным городом с не очень дружественным соседом
Ностальгия Ваша по уходящей в прошлое натуре понятна...
Но, упадок крепостней и крепостных строений обусловлен причинами скорей военно-техническими, нежели чем морально-нравственными...
И с монастырями в РФ все в порядочке, княжеские и царские времена догнаны и перегнаны и запустением не страдают.
И куда поселению в 30 тысяч человек столько монастырей? А вот дворец спорта есть! И бассейн! И фонтан! И памятники и воинская слава! А история? Как-то Вы на мой вкус уже несколько чересчур печалитесь...
До революции в русских городах были и фонтаны и дворцы. Не спорта, а просто дворцы, благодаря которым (да еще церквям) русские города нынче только и смотрятся русскими городами, передают культурный код новым поколениям.
А бассейны и спортивные сооружения - это такая преходящая ерунда в жизни народа. Неужели Вы думаете, что в Российской империи, если бы она сохранилась, не построили стадионы? Спортом в дореволюционной России увлекались весьма активно.
как тут не вспомнить про советскую привычку всё и вся сравнивать "с 1913 годом" ....

:-)
В РИ не было организован чемпионат даже по футболу ни частными лицами ни государством. Всё это сделали коммунисты в СССР.
к 1917г в Англии проводился 50-ый чемпионат по футболу. В США проводились чемпионаты по американскому футболу и бейсболу. В Канаде стартовал чемпионат по хоккею с шайбой.
В РИ не сложился ни один национальный вид спорта, который бы культивировался и поддерживался бы всеми слоями общества вроде лапты или русской борьбы. РИ - это пустыня.
В Можайском и родом Пожарских связана следующая трагикомическая история(в которой кстати очень ярко отражается суть "общество построенного на родоплеменных отношениях":

............................
Сохранилось потрясающее описание того, как племянник знаменитого Дмитрия Михайловича Пожарского, беспутный Федька, «у нас на твоей государевой службе в Можайске заворовался, пьет беспрестанно, ворует, по кабакам ходит, пропился донага и стал без ума, а нас не слушает».
Д. М. Пожарский и его двоюродный брат, Д. М. Пожарский, принимали меры: «всякими мерами его унимали: били, на цепь и в железа сажали».
То есть дядюшки не кого-то, а воеводы, вполне могут приехать к племяннику, служилому человеку, и по месту прохождения службы вломить ему и даже заковать в цепи. Зрелище разъяренных родственников, лупящих по заду можайского воеводу… это сильное зрелище! А ведь Пожарские действуют вполне «по правилам», совершенно в духе своего общества.
В 1634 году старшие мужчины рода Пожарских подали царю челобитную: «Поместьице твое, царское жалованье, давно запустошил, пропил все, и теперь в Можайске из кабаков нейдет, спился с ума, а унять не умеем. Вели, государь, его из Можайска взять и послать под начал в монастырь, чтоб нам от его воровства вперед от тебя в опале не быть».
Всем духом традиционного общества, всем строем жизни они просто вынуждаются действовать именно так. Ведь спившийся Федька, заворовавшийся на службе и забросивший свое поместье, опасен не только для самого себя. Если сами Пожарские не смогут его унять и превратить в полезного члена общества, то получится — это все Пожарские такие! По крайней мере, всякий имеет право так думать, и треклятый Федька бросает тень на весь род.
Вот Пожарские и пытаются принять необходимые меры, и общество вполне сочувственно наблюдает, как два пожилых дядюшки лупят и заковывают взрослого, самостоятельного племянника, не последнего из служилых людей Московии. Даже государство, всемогущее государство Московии, признает права рода над своим членом и отказывается от частицы своей власти, чтобы род мог осуществить свой собственный, родовой суд!
А когда унять Федьку «семейными средствами» оказывается невозможно, Пожарские — тоже вполне мотивированно — обращаются к царю. Все правильно — раз род бессилен, нужно, во-первых, передать слово верховному арбитру во всех делах, царю, а во-вторых, необходимо отмежеваться от поведения Федьки. Чтобы никто не мог сказать, что «все Пожарские такие» и чтобы царь не наложил опалу на весь род (о чем пишется, кстати, вполне откровенно).
...................
И правда церкви на ракеты похожи как сказал бы Проханов.))
  •  
Можайск — древний форпост Русской земли
sergeytsvetkov
Можайск — город, у которого, увы, всё в прошлом. Трудно поверить, но в XVI—XVII вв. в нём насчитывалось 76 церквей и 16 монастырей. Сегодня — 3 храма и одна обитель. Это к вопросу, куда подевалась наша история.

Город известен с 1231 года как владение смоленских князей. По поводу названия Можайска среди ученых нет единого мнения. Одни соотносят его со словом «межа» — граница, поскольку в древности город располагался на рубежах русских княжеств — Черниговского, Смоленского, а затем Московского. Согласно другой версии, племена балтов, жившие здесь в начале нашей эры, дали названия многим рекам в этом районе, в том числе и Можайке, что по-балтски будто бы означает — малая. Это название могло утвердиться и за городом, построенным на ее берегах. Наконец, третьи указывают на то, что в диалектах "можай" означает — сильный, могущественный (этот корень просматривается в слове вельможа, буквально — многомощный).

Издревле Можайск был известен как сильная крепость. Его древнейший кремль с деревянными стенами и башнями стоял на высоком холме, окруженном двойным кольцом водных преград — рек и болот. В 1620-х годах воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский построил в Можайске каменный кремль, по образцу московского Китай-города. На кремлёвской стене были установлены часы с боем. Выглядела можайская крепость примерно так




К сожалению, в конце XVIII в. кремль разобрали, и он сохранился только на городском гербе (1781).
Кто-то из художников дал маху: башен то 6, то 8.

Теперь на территории кремля стоят два собора.


Фоточки 2012 года, не обессудьте

Справа — древнейший Петропавловский собор. Выстроенный в XIV в. из белого камня, он два столетия спустя рухнул и был возобновлён в прежних формах, но — кирпичным. Слева — Никольский собор, построенный в 1849 г. в стиле русской псевдоготики на месте храма, обрушившегося четырмя годами ранее.

Вид захватывающий.







Купол Петропавлровского собора снят и реставрируется тут же, на церковном дворе.



С Никольским собором связано почитание знаменитой иконы святого Николы Можайского. Легенда рассказывает, что однажды, когда город осадили монголы, в небе появилось видение святителя Николая в ослепительном сиянии, вставшего над городским собором. В одной руке угодник Божий держал меч, готовый опуститься на головы врагов, а в другой образ Можайска в знак того, что город находится под его защитой. Если пофантазировать, то монголы должны были увидеть это жуткое зрелище примерно в этом ракурсе (вид с юга).



Убоявшись грозного вида небесного заступника, неприятель в страхе бежал. В честь этого события жители Можайска построили храм святого Николая и заказали особую икону с изображением святителя в том виде, в каком он явился врагам.



Немного позже появилось и скульптурное изображение Николы Можайского из дерева. Ныне этот образ, датируемый концом ХIV — началом ХV века, хранится в Государственной Третьяковской галерее.



Современный памятник св. Николаю Можайскому



Кстати, памятник воину-освободителю в центре города решён в том же стиле



Окончательно перейдя в 1493 году под руку московских князей, Можайск стал самым крупным городом и самой сильной крепостью на западных рубежах Московского государства. Не случайно, в это время родилась поговорка «загнать за Можай», то есть выбить врага за пределы Русской земли.

В историческом центре, на улице Красных партизан, находится еще одна городская достопримечательность — усадьба Хлебникова-Ролле. Её точное местонахождение желательно выяснить заранее, по карте, ибо местное население с трудом отвечает на вопрос, где находится искомая улица и усадьба. Одной молодой паре даже пришлось открыть глаза на существование в их городе такого дива.

Вот оно, ему бы хорошего реставратор, конечно, получилась бы конфетка.



В северной части города расположен Лужецкий Ферапонтов монастырь. Лучше сначала переехать через Москву-реку и полюбоваться видом с другого берега.



Потом уже начать более детальный осмотр.







Внутри храма, естественно, голые стены, с жалкими остатками фресок XVI в.





Монастырское кладбище тоже всё разгромлено. Вот у людей в 1920-х руки-то чесались...





А вот, в надгробной надписи — трагическая судьба: "Помещица из дворян Елизавета Павловна Остафьева... Жития ея было 33 года..."



Огибаем обитель по периметру.



Гуси-лебеди





И совсем хорошо.



Этот жеребёнок с ранчо, которое находится тут же.



Еще виды.





Москва-река



Рядом с монастырём - дом-музей художника С.Герасимова. Но он был закрыт. А место хорошее, на берегу реки.



Кстати, в двух шагах — святой источник, не премините отведать, вода вкуснейшая.
Больше ничего интересного обнаружить в Можайске не удалось. В центре, возле памятника воину, есть кафе "Шоколад", в нём прилично кормят, и не только шоколадом.
 

RECENT POSTS FROM THIS JOURNAL

  • Моя книжная лавка

    Здесь вы можете приобрести электронные версии моих книг. Разделы будут пополняться. Порядок приобретения: 1. Переведите средства на мою карту…

  • Новинка по низкой цене. В магазине не купишь!

    Цветков С. Э. Последняя война Российской империи. — М.: Редакционно-издательский центр «Классика», 2016. — 496 с., ил. ISBN…

  • Запасись чтением на лето!

    Друзья, для тех, кто привык проводить летний отпуск с книгой, могу предложить свои книги с автографом. Отправка почтой РФ. В Москве могу передать…

 
 
PROMO SERGEYTSVETKOV april 10, 2015 09:35 159
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
 
 
  •  
  • 1
  •  
"Трудно поверить, но в XVI—XVII вв. в нём насчитывалось 76 церквей и 16 монастырей. Сегодня — 3 храма и одна обитель. Это к вопросу, куда подевалась наша история." — какой-то странный способ определения успешности города. Вот если бы общество никак не менялось, и единственными источниками, формирующими наше знание об окружающем мире, так и оставались Библия и писания так называемых святых отцов, то вот тогда да. 

Edited at 2018-07-03 07:23 am (UTC)
Как-то православный публицист Кураев с негодованием писал:

"...Раньше бояре гордились тем, кто какой монастырь поддерживает. Сегодняшние бояре содержат спортивных гладиаторов..."

Да - времена изменились; и старые критерии могут уже не работать.....
Желательно, чтобы "бояре" содержали больницы, исследовательские центры и прочие реально социально значимые объекты. А нынешние "бояре" вполне себе с РПЦ законтачены.
Спасибо за столь яркий обзор. Сам не бывал там и вряд ли в ближайшем будущем побываю.

А разве Можайский удел не Иван Калита ещё примыслил, купив ярлык у хана Узбека?
Очень, очень рекомендую! Виды на соборы и с соборной площадки изумительны.

Первым присоединил Можайск к Москве Юрий Данилович в 1303 году. Но Дмитрий Донской в 1389 году завещал Можайск в удел сыну Андрею, с которого и начинается ряд независимых удельных князей Можайских.
Эх, были бы крылья...Или хотя бы золотая жила где-нибудь на даче.)))))


Спасибо, я вспомнил.
Юрий в 1303 г. захватил в плен Можайского князя Святослава, а затем, уже после убийства в 1306 г. такого же пленного Рязанского князя Константина, по совету брата Ивана (по некоторым версиям), помог всадить этого Можайского князя на Брянский удел. Так закончились независимые Можайские князья Смоленской линии.

Дальнейшая история удельных князей Можайских, потомков Дмитрия Ивановича, насколько я понимаю, уже не столь независима от Москвы.



Edited at 2018-07-03 09:32 am (UTC)
".... Литовско-московская война 1368—1372 годов — походы великого князя литовского Ольгерда на Московское княжество в 1368, 1370 и 1372 годах
Из-за невозможности дать отпор Ольгерду, Дмитрий Иванович послал к нему послов, прося не выгонять его из Москвы, обещая богатые дары, предлагая все что угодно. Великий князь Литовский простил Великого князя Московского, приняв богатые дары, примирившись, сел на коня и приставил к московской стене своё копьё и, возвращаясь назад, громким голосом сказал: «Князь Великий Московский! Помни, что копье литовское стояло под Москвою». После этого, установив границу по Можайск и Коломну, с большой добычей и полоном вернулся в Литву...."


То есть Можайск был пограничным городом с не очень дружественным соседом
Ностальгия Ваша по уходящей в прошлое натуре понятна...
Но, упадок крепостней и крепостных строений обусловлен причинами скорей военно-техническими, нежели чем морально-нравственными...
И с монастырями в РФ все в порядочке, княжеские и царские времена догнаны и перегнаны и запустением не страдают.
И куда поселению в 30 тысяч человек столько монастырей? А вот дворец спорта есть! И бассейн! И фонтан! И памятники и воинская слава! А история? Как-то Вы на мой вкус уже несколько чересчур печалитесь...
До революции в русских городах были и фонтаны и дворцы. Не спорта, а просто дворцы, благодаря которым (да еще церквям) русские города нынче только и смотрятся русскими городами, передают культурный код новым поколениям.
А бассейны и спортивные сооружения - это такая преходящая ерунда в жизни народа. Неужели Вы думаете, что в Российской империи, если бы она сохранилась, не построили стадионы? Спортом в дореволюционной России увлекались весьма активно.
как тут не вспомнить про советскую привычку всё и вся сравнивать "с 1913 годом" ....

:-)
В РИ не было организован чемпионат даже по футболу ни частными лицами ни государством. Всё это сделали коммунисты в СССР.
к 1917г в Англии проводился 50-ый чемпионат по футболу. В США проводились чемпионаты по американскому футболу и бейсболу. В Канаде стартовал чемпионат по хоккею с шайбой.
В РИ не сложился ни один национальный вид спорта, который бы культивировался и поддерживался бы всеми слоями общества вроде лапты или русской борьбы. РИ - это пустыня.
В Можайском и родом Пожарских связана следующая трагикомическая история(в которой кстати очень ярко отражается суть "общество построенного на родоплеменных отношениях":

............................
Сохранилось потрясающее описание того, как племянник знаменитого Дмитрия Михайловича Пожарского, беспутный Федька, «у нас на твоей государевой службе в Можайске заворовался, пьет беспрестанно, ворует, по кабакам ходит, пропился донага и стал без ума, а нас не слушает».
Д. М. Пожарский и его двоюродный брат, Д. М. Пожарский, принимали меры: «всякими мерами его унимали: били, на цепь и в железа сажали».
То есть дядюшки не кого-то, а воеводы, вполне могут приехать к племяннику, служилому человеку, и по месту прохождения службы вломить ему и даже заковать в цепи. Зрелище разъяренных родственников, лупящих по заду можайского воеводу… это сильное зрелище! А ведь Пожарские действуют вполне «по правилам», совершенно в духе своего общества.
В 1634 году старшие мужчины рода Пожарских подали царю челобитную: «Поместьице твое, царское жалованье, давно запустошил, пропил все, и теперь в Можайске из кабаков нейдет, спился с ума, а унять не умеем. Вели, государь, его из Можайска взять и послать под начал в монастырь, чтоб нам от его воровства вперед от тебя в опале не быть».
Всем духом традиционного общества, всем строем жизни они просто вынуждаются действовать именно так. Ведь спившийся Федька, заворовавшийся на службе и забросивший свое поместье, опасен не только для самого себя. Если сами Пожарские не смогут его унять и превратить в полезного члена общества, то получится — это все Пожарские такие! По крайней мере, всякий имеет право так думать, и треклятый Федька бросает тень на весь род.
Вот Пожарские и пытаются принять необходимые меры, и общество вполне сочувственно наблюдает, как два пожилых дядюшки лупят и заковывают взрослого, самостоятельного племянника, не последнего из служилых людей Московии. Даже государство, всемогущее государство Московии, признает права рода над своим членом и отказывается от частицы своей власти, чтобы род мог осуществить свой собственный, родовой суд!
А когда унять Федьку «семейными средствами» оказывается невозможно, Пожарские — тоже вполне мотивированно — обращаются к царю. Все правильно — раз род бессилен, нужно, во-первых, передать слово верховному арбитру во всех делах, царю, а во-вторых, необходимо отмежеваться от поведения Федьки. Чтобы никто не мог сказать, что «все Пожарские такие» и чтобы царь не наложил опалу на весь род (о чем пишется, кстати, вполне откровенно).
...................
И правда церкви на ракеты похожи как сказал бы Проханов.))
  •